"Ужасное двулетие", или как справляться с плохим поведением ребёнка?

Почему малыши себя плохо ведут?

В первый год жизни мама и малыш очень близки. Именно мама решает, что и когда малыш будет делать. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится самостоятельно двигаться, исследовать мир, играть. Ребенок – центр Вселенной, привык к быстрому реагированию на его эмоции.

И вдруг, в какой-то момент, во Вселенной ребенка появляются запреты. Мама не дает стучать ложкой по столу, снимает с качель и ведет домой и т.п. естественная реакция ребенка в такой ситуации – протест.

Самая важная задача, которую предстоит решить ребенку в этом возрасте, - понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также, что есть некоторые правила, которым приходится следовать. Решение этой задачи и есть, по мнению М. Малер, психологическое рождение маленького человека. Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится регулировать свои чувства.

Также в этом возрасте происходит формирование самостоятельности ребенка – «Я сам». Дети очень упрямы, постоянно настаивают на своем. Поэтому в жизни обязательно должны быть правила и ограничения, которые выполняются всеми и постоянно. Но иногда, когда правил и запретов слишком много, либо взрослые ведут себя не очень последовательно, жизнь семьи превращается в постоянную битву за власть. И нередко в этой битве побеждает ребенок.

Как малыши видят мир?

  • Малыши видят себя центром Вселенной и думают, что мир вращается вокруг них.
  • У них пока нет чувства опасности.
  • Они мало контролируют свое поведение и эмоции, из-за чего могут испытывать очень сильные чувства. Иногда это проявляется в виде истерики и готовности бить, кусать.
  • Маленькие дети пока еще не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
  • Маленькие дети не знакомы с концепцией времени. Они не понимают, чем минута отличается от часа. Они часто не знают, что значит «подожди немного».

Как пережить «ужасное двухлетие»?

  • Постарайтесь успокоиться сами. Ребенок ведет себя так не потому, что хочет испортить вам жизнь, это новый шаг в его развитии, и он пробует новые стратегии поведения.
  • Не давать разыгрывать спектакли. Поведение ребенка связано с желанием добиться внимания взрослого. Постарайтесь не реагировать особенно бурным способом на нежелательное поведение ребенка – это только участит такое поведение. Покажите, что вас не пугают и не шокируют истерики малыша, что вы разделяете его чувства, но свою точку зрения не измените. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания тогда, когда он ведет себя хорошо, при этом хваля его.
  • Учить ребенка называть эмоции. Вследствие неумения контролировать свои эмоции, малышу, который злится, протестует или испугался, очень важно понимание взрослого. А еще ему важно понять, что произошло. Для ребенка гораздо полезнее услышать «Я знаю, что ты сейчас злишься», чем «Не смей злиться». Также важно показать, что такое поведение вас не устраивает («Я знаю, что ты очень злишься, но не дам обижать тебе сестру».).
  • Помогать выплескивать эмоции.  В это нелегкое время у ребенка накапливается очень много сильных чувств. Можно помочь выплеснуть эти чувства в игре. Обычно двухлетним детям очень нравится что-то ломать и раскидывать. Чтобы «разрушительные желания» не приводили к порче вещей, помогите ребенку реализовать эти желания в следующих играх:

                - Взрослый строит башню, а малыш ее ломает.

- Взрослый и ребенок вместе бросают мячик о стену.

- Взрослый и ребенок брызгаются на пляже или в ванной (а не в комнате!) из водяного пистолета.

- Сбивают мячиком кегли (пластиковые бутылки).

- Режут пластмассовым ножом пластилин.

- Вместе рвут вату (бумагу).

- Бросают в воду камешки.

- Бодаются и борются и т.п.

А еще дети очень любят пачкаться! Можно использовать следующие игры:

- Рисовать пальчиковыми красками.

- Отрывать кусочки пластилина и прикреплять их на бумагу.

- Играть с тестом, песком, водой.

Иногда можно вместе покричать (но не перед сном). Например, так, как «кричат животные»: медведь, когда сердится; слон, когда дерется; кошка, когда боится; попищать, как мышка.

· Идти на компромисс и давать ребенку возможность выбора. Малыш с меньшей вероятностью откажется ложиться спать и переодеваться в пижаму перед сном, если спросить его: «В какой пижаме ты будешь спать – в синей или в зеленой?» При этом он сможет сделать выбор и не вступить с вами в конфликт. Не стоит спрашивать малыша, если нет возможности выбора. Также не нужно постоянно спрашивать: «Ты это будешь?»; скорее всего, вы услышите: «Нет». Детям очень нравится, когда они могут своими решениями влиять на мир вокруг них.

·  Если истерика все же случилась. Не терять самообладание самим. Иногда удается отвлечь ребенка, но чаще всего ему нужно время, чтобы успокоиться. И ему нужно в этом помочь. Обязательно похвалите ребенка, если он быстро и самостоятельно успокоился, и  только потом начинайте объяснять, почему вы не разрешили ему того, на чем он так настаивал. Будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позволять ребенку то, из-за чего она случилась («лишь бы дитя не плакало»). Дети очень умны и наблюдательны, если они поймут, что именно таким образом можно и нужно добиваться желаемого, период истерик и скандалов может продолжаться несколько лет.

Материал подготовлен педагогом-психологом Свирской А.Ю.

Использованные источники: Морозова, Т. Воспитание малыша, или Чего хотят дети/ Т.Морозова, С.Довбня, С.Бриттен, К Пакеринг. – СПб.:Речь, 2010.-192 с.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика