Как помочь малышу заговорить

КАК  ПОМОЧЬ  МАЛЫШУ  ЗАГОВОРИТЬ

1.Формируем  пассивный  словарь. Проговаривайте все, что происходит с ребенком: называйте все предметы, к которым прикасается ваш малыш, все действия, которые он выполняет сам или вместе с вами (одеваетесь, гуляете на улице, кушаете и т.д.). Читайте детские книжки: потешки, короткие сказки. Рассказывайте сказку своими словами, упрощая текст, если вы видите, что малыш устает и не дослушивает сказку до конца. Рассматривая картинки, задавайте вопросы. Пусть малыш покажет не только предмет или персонаж сказки, но и кто спит, сидит, одевается, кто большой, кто маленький, где  один, где много и т.д.

2.Артикуляционная гимнастика, чтобы говорить чисто.

«Улыбнулись - нахмурились».

«Окошко» - на счет «раз»  широко открыть рот, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Вкусняшка» или «Котик облизывается» - облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

«Надуем шарик» - надуть щечки (надули шар), прикоснулись пальчиками к щечкам, выпустили воздух (шарик сдулся).

«Лошадка» - щелкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт.

«Часики» - ротик открыть, язычок высунуть и переводить из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Чтобы ребенок нашел правильное положение языка, намажьте губы вареньем или шоколадом.

3.Дыхательная гимнастика. Добиваемся длительного и плавного выдоха. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Следим, чтобы не надувались щеки (можно прижимать их ладошками).

«Футбол», «Снежинки» - дуем на комочки ваты.

«Кораблик» - бумажный кораблик опускаем в таз с водой. Двигаем кораблик с помощью выдоха.

«Буря в стакане» - соломинку для коктейля кладем на язычок, прижимаем губами, опускаем соломинку в стакан с водой. Дуем через соломинку, чтобы вода забурлила.

Не переусердствуйте! Достаточно 3 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может вызвать головокружение.

4.Развиваем слуховое внимание.

«Коробочки» - выбираем из 2-3 коробочек звучащую (3коробочки, одна наполнена пуговицами или камушками).

«Тихо – громко» - взрослый играет на барабане тихо, затем громко, малыш повторяет; большой мишка (кукла) поет или топает громко, маленький тихо.

«Колокольчик – барабан» - различаем контрастное звучание игрушек.

«Кто кричал?» - соотносим звук игрушки с ее образом или изображением.

5.Координируем речь с движением.

Рисуя пальчиками на подносе с манкой, влажным песком, на старых обоях, на большом листе бумаги, произносим вместе с ребенком любые звуки или короткие слова: у-у-ветер дует, волк воет, би-би – машинка гудит, кап – дождик капает.

Пальчиковые и жестовые игры.

Пальчик о пальчик

Пальчик о пальчик тук-тук-тук (мама стучит указательным пальчиком ребенка друг о друга),

В ладошки хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши),

По ножкам топай, топай, топай (хлопают ладошками по ножкам).

Спрятались.

Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)

А вот они, нашлись! (опускают руки)

 

Тушки, тутушки (мамы кладут к себе на колени подушки)

Сидели на подушке (дети садятся на подушки).

Пришли подружки (мамы ритмично поочередно поднимают колени),

Столкнули с подушки (подушку наклоняют).

Мы с подушки – ух! (ребенок плавно съезжает на пол)

На подушку – плюх! 2 раза (сажают ребенка на подушку)

 

Шла коза по мостику (сажаем малыша на одно колено)

И виляла хвостиком (лицом к себе, держа за руки).

Зацепилась за перила (качаем вправо, влево),

Прямо в речку угодила – бух! (опускаем вниз почти до пола)

 

Мишка по лесу гулял,

Мишка лапами топтал: (сильное нажатие на спинку)

Топ-топ, топ-топ, (похлопывание)

Мишка лапами топтал.

Зайка по лесу гулял (ритмичные поступательные движения пальцами),

Зайка по лесу скакал:

Скок-скок, скок-скок,

Зайка по лесу скакал.

А лисонька-лиса,

Вот какие чудеса,

По лесу гуляла,

Следы заметала. 2 раза (поглаживание по спинке)

 

- Я пеку, пеку, пеку (дети округлыми ладошками)

Деткам всем по пирожку («лепят пирожки»),

А для милой мамочки (гладят маму)

Испеку два пряничка (протягивают ей ладошки).

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову  (зовут ручками, протягивают),

Пирожками угощу (их соседям за столом).

 

Не требуйте от вашего малыша безупречного выполнения задания. Начинайте с простого, постепенно усложняя. Занятия с маленькими детьми длятся 3-5 минут. Ребенок будет впитывать знания, если ему интересно. Создайте игровую ситуацию, возьмите себе в «помощники» куклу или мишку. Не говорите слово «неправильно»! Хвалите малыша даже за незначительные успехи.

 

Использованные источники

1.       Краузе, Е.Н. Практическая логопедия : Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. — СПб.: КОРОНА принт, 2006. –  80с.

2.       Ларечина, Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка / Е.В. Ларечина. – СПб.: Речь, 2004. – 160с.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика