Практические советы родителям по формированию навыков самообслуживания и элементарного труда

Обучение детей с особенностями в развитии самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду

    Работая с детьми-инвалидами не первый год, мне часто приходится видеть, что родители считают своего малыша неспособным выполнить самые элементарные действия по самообслуживанию, сделать простую домашнюю работу. Этим они создают полную его зависимость от взрослых, воспитывают эгоиста и иждивенца. Считаю, что такая позиция глубоко неправильна. Дети с особенностями в развитии вполне в состоянии выполнять некоторую простейшую работу по дому. К примеру, ребята в нашей группе могут помочь вытереть пыль, убрать со стола посуду, полить цветы или удалить с них сухие листья. Им вполне по силам убрать за собой игрушки и книги.

Формируем трудовые навыки

    Сформировать у детей трудовые навыки можно. Для этого нужно многократное повторение каждой операции, объяснение задания простыми, понятными словами. Очень полезно использовать такую черту, характерную для детей с особенностями, как подражание. Начиная повторять какое-либо действие за взрослым, малыш сам через какое-то (возможно продолжительное) время справится с поставленной задачей.

Учимся кушать

    Для того, чтобы научить ребенка есть самостоятельно, существуют специальные способы. Показывая малышу, как есть ложкой, надо изначально управлять его рукой. Со временем руку можно только слегка придерживать, а затем и отпустить вовсе.

    Когда к нам пришел мальчик Женя, совершенно нежелавший есть самостоятельно, он отталкивал ложку. Но педагоги настойчиво продолжали вкладывать ложку ему в руку. Со временем мальчик перестал сопротивляться, сам начал брать ложку, а затем и самостоятельно есть. На обучение Жени самостоятельному приему пищи ушло 5 месяцев настойчивого труда, но результат того стоит.

Учимся умываться

    Еще сложнее научить ребенка самому умываться. Для начала следует приучить малыша к воде. Для этого лучше всего затеять водные игры: пустить на воду кораблик, искупать куклу, достать со дна тазика затонувшую игрушку. На втором этапе нужно поиграть в умывание – потереть руки одна о другую, провести ладошками по лицу. Если ребенок не повторяет действия сам, работать «рука в руке». На заключительной стадии обучения переходим непосредственно к водным процедурам. Если водичка теплая, взрослый никуда не спешит, подбадривая и поощряя малыша, то процедура умывания доставит ребенку большое удовольствие. В это время желательно разговаривать с ребенком, называть и показывать части тела, предметы гигиены, предложить ему назвать или показать мыло, полотенце, кран, водичку.

 

Учимся одеваться

    Не менее сложная задача для ребенка с особенностями – научиться самостоятельно одеваться. Взрослым намного легче сделать это самим, чем бесконечно повторять с ребенком одни и те же действия, не наблюдая при этом заметного эффекта. И все же, если терпеливо, систематически предлагать ребенку одеваться самому, результат будет. Вначале следует поощрять любую  попытку вам помочь – протянутая навстречу носочку нога, поднятые при снятии маечки руки – это уже серьезный шаг к самостоятельности. Таким образом, мы получаем совместное действие взрослого и ребенка. Постепенно, уменьшая участие педагога или родителя в процессе одевания или раздевания, мы получим самостоятельную деятельность.

 

А как же без пуговиц?

    На особом месте находится у наших детей умение самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Для малыша с особенностями в развитии этот процесс очень сложный. Чаще всего неловкие пальчики не хотят ухватить пуговицу, протолкнуть ее в отверстие петли. Что уж говорить о непослушных убегающих шнурках! Чтобы облегчить процесс обучения этому навыку,  желательно сделать специальные пособия. Это может быть имитация одежды с пуговицами и петлями различной величины. Продемонстрируйте малышу, как застегиваются пуговицы и начинайте тренировку. Начиная с самых больших по размеру и постепенно переключаясь на более маленькие. Для обучения шнуровке можно купить готовые пособия, которых теперь много в магазинах игрушек, а можно изготовить их самостоятельно. Пособие должно иметь более крупные отверстия, чем в настоящей обуви. Процесс шнурования так же желательно разбить на этапы. Сначала учить продевать шнурок в отверстие, затем протаскивать его из дырочки в дырочку и в конце – завязывать его. После таких тренировок можно перейти и к настоящим ботинкам.

Поддерживаем порядок

    Наряду с формированием культурно-гигиенических навыков, нужно приучать ребенка и к посильному хозяйственно-бытовому труду. Например, сложить в коробку игрушки, вытереть пыль с доступных мест или убрать за собой посуду. Обычно дети с удовольствием делают это, подражая взрослым. Не стоит останавливать их, боясь, что малыш все испортит. Инициативу надо поддерживать и поощрять. Даже если у ребенка не все получается, не ругайте его, помогите, объясните, поддержите. Не старайтесь монотонно повторять одно и то же действие, пробуйте осваивать новые умения в игровой форме. Например, сложите кубики в коробку,  чтобы Мишке не было скучно сидеть там одному, или напоите цветочек, который по секрету шепнул на ушко, что хочет пить.

Опека или требовательность?

    Хочу отметить, что все действия должны совершаться охотно, без принуждения. Следует следить за словами, жестами детей. Любую самостоятельную попытку надо обязательно поощрять, чтобы не погасить слабые искорки активности, которые могут легко перейти в длительную пассивность.

    Как только будут получены первые результаты, ребенок почувствует свою способность действовать самостоятельно, он откажется от вашей помощи и приобретенный навык начнет быстро совершенствоваться. Теперь главное, не совершать ошибки. Не стоит продолжать оказывать помощь малышу там, где он способен справиться сам. Иногда ребенок может капризничать, отказываться одеваться или мыть руки, как будто проверяя, не станут ли окружающие опять ему помогать. В таких случаях надо настойчиво предлагать малышу действовать самостоятельно, иначе темп развития и обучения может снизиться. Следует постоянно помнить, что к ребенку надо относиться доброжелательно, но требовательно. Именно такой подход принесет определенные плоды. Излишняя забота вредит ребенку, не дает в полной мере раскрыться его возможностям.

    Не забывайте, что любого малыша можно научить простейшим культурно-гигиеническим и бытовым навыкам Конечно, на это уйдет много усилий и времени, но наградой вам будет аккуратный, в определенной мере самостоятельный, хорошо воспитанный малыш.

Из опыта работы воспитателя Сморгонского ЦКРОиР Валентины Петровны Борошной

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика