Речевой этикет дома

    Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

    Важный этикет человеческой культуры – речевой этикет. Взрослые дают детям «модели» поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.     Ребёнок усваивает родную речь так называемым материнским способом, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

    Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».     Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Важно обучать детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнять детский словарь хорошими словами.

    Рекомендации родителям по формированию речевого этикета у детей:

1. Необходимо закрепить с детьми разные приёмы приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер».

2. Напоминайте детям, что используя при встрече слова приветствия – «Здравствуйте», они желают человеку здоровья.

3. Каждое утро в семье должны звучать слова «Доброе утро, моя радость», «Пора вставать, моё солнышко». Эти слова настраивают на хороший удачный день, помогают ребёнку проснуться в хорошем настроении.

4. Если при встрече с взрослыми ваш ребёнок по какой-либо причине не здоровается и молчит, нельзя требовать от него выполнения правил приветствия и, тем более, учить его при посторонних. Напомнить приёмы приветствия лучше, когда вы останетесь с ребёнком вдвоём.

5. Уходя домой, напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером, перед сном не забывайте желать всем «спокойной ночи». Слыша постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.

6. Учите детей быть вежливыми при обращении друг к другу, к взрослым. Не забывайте про слова благодарности и просьбы «Спасибо», «Пожалуйста».

7. Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребёнок сам действующее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и закреплению навыков речевого этикета.

8. Создайте для ребёнка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. (Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).

Уважаемые родители, формируя у детей навыки речевого этикета, не забывайте о том, что Вы - пример для своего ребёнка.

 

Материал подготовлен воспитателем С.В.Сакович

Использованные источники:

1. Савицкая, А.В. Современный этикет / А.В.Савицкая, Ю.В.Савицкая. – М. : Новое знание, 2004.- 67с.

2. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И.Формановская. – М. : Икар, 2005. – 234с.

3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи : учеб.пособие / Б.Н.Головин. – М. : Высш.школа, 1980. – 335с.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика