Воспитание самостоятельности

 

Воспитание самостоятельности у детей

Развитие каждого ребенка происходит под влиянием определенных факторов (наследственных и врожденных), зависит от принятой системы воспитания, уровня развития общества, в котором он живет. Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической деятельностью.

Воспитание самостоятельности является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Оно направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить максимально возможной полноценной активной жизнью.

К сожалению, в некоторых семьях к ребенку с особенностями изначально отводится позиция так называемого «немощного сосуда». А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от «губительных» воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, дети с особенностями в развитии нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим. Вот почему очень важно, чтобы у малыша всегда были прямые свои обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время еды пусть сам держит ложку и ест (хотя половина еды и попадает мимо); во время уборки он может вытирать пыль. Дома есть аквариум? Тогда ребенок (сначала под руководством взрослого) может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием собирать игрушки, раскиданные им же. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства – даже если следы «бурной полезной деятельности» маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть ребенок оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает.

Детям свойственно подражание. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать то же самое. Основная задача родителей не погасить, а развить и углубить его. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Если ребенку дали поручение, а он не успел его выполнить? Как в этом случае следует поступить? Можно предложить свою помощь. А лучше всего набраться терпения и дать ребенку довести начатое до конца. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Необходимо проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что надо, а потом что хочу.

Воспитание самостоятельности детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием наводить порядок, тогда у него пропадет желание убираться совсем. Главное говорите ему слова «вместе» и «помогу». После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем раньше начато воспитание самостоятельности у детей, тем лучше будут его результаты.

Детей обычно не интересует конечный результат – их больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для них слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться. Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни носок, поправь платье, подай кофточку, возьми платочек. Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку: например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

Важно не загубить желание ребенка трудиться. Необходимо организовать деятельность детей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать, но и участвовать.

Советы родителям:

Не забывайте об игровых моментах в воспитании самостоятельности у детей;

Будьте последовательны в своих требованиях;

Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей;

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями;

Хвалите и поощряйте ребенка за любое выполненное поручение, даже, если не совсем получилось;

Необходимо закрепить за ребенком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

Не допускайте отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

Не наказывайте ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

Не давайте ребенку непосильных поручений, но поручайте работу с достаточной нагрузкой;

Не торопите, не подгоняйте ребенка, научитесь ждать, пока он завершит работу сам;

Не забывайте благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их деятельности.

 

Воспитатель      Т.В. Кудина

 

Использованная литература:

  1. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И.  Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001.
  2. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева. – М. : Просвещение, 1990.
  3. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и спец.психология» / Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : ООО «Аспект», 2005.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика