Отчёт о летнем оздоровлении обучающихся в воспитательно-оздоровительном учреждении «Солнышко» Сморгонского ЦКРОиР в 2016/2017 учебном году

Целью организации деятельности воспитательно-оздоровительного учреждения «Солнышко» (далее – лагерь) была организация полноценного отдыха и эффективного оздоровления обучающихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в летний период.

В процессе работы лагеря реализовывались следующие задачи:

- создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

- формировать у обучающихся с ОПФР двигательную активность, навыки общения, средствами игры, творческой деятельности;

- прививать навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья;

- приобщать обучающихся к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление;

- расширять представления об окружающем мире.

Летний лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Пребывание в лагере даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к более высоким уровням самореализации и социальной реабилитации. Лагерь с дневным пребыванием для детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Данное учреждение является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного творчества, социальных навыков.

Ежегодно для обучающихся с ОПФР в государственном учреждении образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» организована работа летнего воспитательно-оздоровительного учреждения «Солнышко». В нём отдыхают обучающиеся в возрасте от 6 до17 лет (в июне 2017 года отдыхало 15 обучающихся).

Воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:

1.     Художественно-творческая деятельность

2.     Физкультурно-оздоровительная деятельность

3.     Эстетическая деятельность

4.     Досуговая деятельность

5.     Элементарная трудовая деятельность

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Задачами физкультурно-оздоровительной деятельности были:

- вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

- вырабатывать и укреплять санитарно-гигиенические навыки;

- расширять знания об охране здоровья.

Использовались следующие формы организации:

- утренняя гимнастика (зарядка);

- спортивные игры на игровой площадке, в зале ЛФК;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- тематический день «Спортландия».

Утренняя гимнастика проводилась ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основной задачей этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, было создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включали все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствовали созданию хорошего настроения у обучающихся, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – ещё и воспитанию дружбы, формированию навыков общения. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий учитывались особенности и возможности каждого ребёнка, через подбор доступных упражнений и адаптацию игр.

Эстетическая деятельность

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребёнке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Эстетическое воспитание всегда было важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачами эстетической деятельности были:

- пробуждать в детях чувство прекрасного;

- формировать навыки культурного поведения и общения;

- прививать обучающимся эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере было многое сделано, работа велась в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основными формами проведения мероприятий были:

- занятия в объединениях по интересам «Фантазия» (рисование, лепка), «Музыкальная мозаика» (танцы, пение);

- концерты;

- оформление выставки «Мир глазами детей», выставок рисунков и поделок;

- путешествия по территории центра «Прекрасный мир природы»

- участие в украшении площадок и помещений к мероприятиям.

Художественно-творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой ребёнок не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере являлось развитие у детей и подростков с ОПФР адекватных эмоциональных реакций на предметы и произведения искусства, доступные их пониманию.

Формами организации художественно-творческой деятельности были:

- изобразительная деятельность (оформление выставки рисунков и работ «Мир глазами детей», выставки букетов «Лето, ах, лето!», рисунки на асфальте «Солнечное настроение»);

- игровые развлекательные программы;

- прослушивание музыкальных произведений;

- праздники;

- знакомство с выставками работ своих товарищей.

Рисование в лагере давало большие возможности в развитии художественных способностей обучающихся. Рисуя, дети усваивали целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляли зрительную память, учились замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощали собственное видение мира, свои фантазии. Очень важно, что в процессе рисования у детей происходило развитие и коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

Элементарная трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью формирования минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основными формами работы по данному направлению были:

- хозяйственно-бытовой труд;

- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)

Хозяйственно-бытовой труд преследовал цель удовлетворения бытовых потребностей ребёнка и группы детей за счёт личных трудовых усилий. Бытовой труд ребёнка включал в себя уход за одеждой и обувью, создание уюта в помещении.

Самообслуживающая деятельность обучающихся в лагере включала уборку мусора на прилегающей территории под обязательным контролем взрослых.

Досуговая деятельность

Основной задачей досуговой деятельности в лагере было:

- вовлечь как можно больше обучающихся в различные формы организации досуга.

В основе лежал свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создавались условия для духовного нравственного общения, шло закрепление норм поведения и правил этикета.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из главных компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере.

В лагере использовались следующие виды досуговой деятельности:

развлечение носило компенсационный характер, возмещало затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребёнок включал в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не мог реализовать в труде и учёбе. Развлечениями являлись: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

отдых освобождал от повседневных забот, давал ощущение эмоционального подъёма и возможности открытого выражения своих чувств;

творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Специалисты использовали в работе нетрадиционные методики (арт-терапию, музыкотерапию, терапию движением);

общение являлось необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

В лагере оздоровительный процесс осуществлялся медицинской сестрой и инструктором по лечебной физкультуре. Постоянно использовался зал лечебной физкультуры, оснащённый детскими спортивными тренажёрами, спортивным инвентарём.

На территории воспитательно-оздоровительного учреждения «Солнышко» использовались благоустроенные прогулочные площадки, крытые веранды. При благоприятных погодных условиях большую часть времени обучающиеся проводили на свежем воздухе.

Питьевой режим, питание детей организовывался и контролировался медицинской сестрой, брокеражной комиссией. Питание осуществлялось на базе Сморгонского СПЦ. Витаминизация детей проходила при добавлении витамина С в третье блюдо, употреблении в пищу свежих овощей и фруктов. Строго контролировалось санитарно-гигиеническое состояние помещений. Был организован дневной сон для обучающихся младшего возраста.

Помещения для игр, занятий по интересам были оснащены необходимыми мебелью, пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями, принадлежностями и материалами для детского творчества.

Воспитательный и оздоровительный процессы осуществлялся 6-ю специалистами: директор, 2 воспитателя, инструктором по лечебной физкультуре, медицинской сестрой, музыкальным руководителем. Помощь в организации и проведении мероприятий оказывали все специалисты Сморгонского ЦКРОиР (педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, помощники воспитателя). Все работники проявляли творческий подход в организации деятельности обучающихся, к проведению мероприятий. Хочется отметить особую активность и добросовестность следующих медицинских и педагогических работников: Штуро Е.М., инструктор ЛФК; Чункевич М.Ч., медицинская сестра; Черенда К.Н., музыкальный руководитель; Ясинская О.И., педагог социальный; Сакович С.В., воспитатель; Кудина Т.В., воспитатель; Яжевич Е.И., учитель. Ответственно к своим обязанностям относились помощники воспитателя.

Следует выделить мероприятия, прошедшие особенно успешно: «Спортландия», прогулка по территории «Прекрасный мир природы», танцевальные и музыкальные конкурсы, выставки рисунков, спортивные развлечения в зале ЛФК. Каждый день в лагере был насыщенным и динамичным, полным положительных эмоций и веселья.

Подвоз обучающихся осуществлялся ежедневно автобусом Сморгонского ЦКРОиР.

 

Методист С.В.Родько

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика