Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора государственного учреждения образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

30.08.2013 № 69

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СМОРГОНСКИЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) государственного учреждения образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – Центр).

2. ПМПК осуществляет свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 года № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Уставом Центра, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. ПМПК является формой взаимодействия специалистов системы образования и системы здравоохранения для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, создается совместным приказом начальника отдела образования, спорта и туризма  и главного врача учреждения здравоохранения.

ПМПК осуществляет свою деятельность при государственном учреждении образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

4. Внесение изменений и дополнений в настоящие Положение осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

5. Предметом деятельности ПМПК является психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития и определение программы их воспитания и обучения с учетом медицинского диагноза и потенциальных возможностей.

6. Основной целью работы ПМПК является  определение адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения, объема коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи.

7. ПМПК решает следующие основные задачи:

психолого-медико-педагогическое обследование детей, нуждающихся в специальном образовании;

определение сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня его познавательного и личностного развития, уровня освоения им образовательных программ;

установление характера протекания психических процессов у детей с особенностями психофизического развития;

выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении;

изучение динамики образовательных изменений и личностных приращений ребенка в процессе обучения, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей.

8. В своей деятельности ПМПК руководствуется принципами гуманного отношения к ребенку, объективности, качественного анализа, доступности методики обследования, учета использования ребенком помощи специалиста, конфиденциальности.

9. ПМПК выполняет следующие функции:

учет и направление детей и подростков с нарушениями развития в учреждения здравоохранения и социальной защиты;

рассмотрение диагностически сложных и конфликтных случаев по заявлениям родителей и заявкам учреждений;

консультирование родителей и педагогов по вопросам психического состояния и возможностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;

участие в разработке предложений по улучшению процесса обучения, воспитания и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития;

контроль качества проведения назначенных коррекционно-реабилитационных мероприятий детям с особенностями психофизического развития.

10. Состав ПМПК утверждается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма и главного врача   учреждения  здравоохранения (согласно п.3 настоящего Положения). Председателем комиссии является директор Центра и несет ответственность за ее деятельность.

В основной состав комиссии входят также врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Дополнительно в состав комиссии могут включаться невропатолог, реабилитолог.

11. В состав ПМПК включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующим документом об образовании установленного образца.

12. ПМПК действует в течение года, начиная с 1 сентября, заседания проводятся согласно графику.

График заседаний ПМПК составляется с учетом заявок учреждений на обследование детей.

13. Заседания ПМПК проводятся:

в государственном учреждении образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

выездные:

в учреждениях образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

в учреждениях здравоохранения и в учреждениях социального обслуживания, в компетенцию которых входит оказание коррекционно-образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития (при наличии запроса (заявки) учреждений);

на дому в случаях, если ребенок по состоянию здоровья не может прибыть на комиссию или это ребенок раннего возраста.

Выездные заседания ПМПК проводятся в учреждениях, где имеются необходимые условия для всестороннего обследования детей, в соответствии с утвержденным графиком, а также оперативно (внепланово) по срочным заявкам учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также родителей, воспитывающих ребенка с тяжелыми пороками развития или ребенка раннего возраста.

14. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.

15. ПМПК осуществляет с согласия и в присутствии законного представителя психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития по инициативе законного представителя, учреждения социального обслуживания, учреждения образования, учреждения здравоохранения.

16. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

подробная выписка из истории развития ребенка;

справка учреждения здравоохранения, предоставляемая законным представителем, о наличии у ребенка психического нарушения;

психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок (данные о ребенке, продолжительность его обучения в учреждении образования, анализ развития познавательной сферы, мероприятия, проведенные в целях повышения интеллектуального уровня ребенка и его личностного роста, индивидуальная помощь);

результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы обучающегося.

17. Психолого-медико-педагогическое обследование может быть первичным и вторичным. Первичное обследование детей с особенностями психофизического развития проводится:

при переводе ребенка, оставшегося без попечения родителей, из учреждения здравоохранения в учреждение образования;

в случае необходимости определения учебной программы для обучения детей, находящихся в условиях учреждения социального обслуживания.

Повторное психолого-медико-педагогическое обследование проводится по заявлению законных представителей ребенка.

18. В случае несогласия с заключением Центра, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование проводится областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по заявлению и выбору законных представителей.

19.  Заключение областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по результатам повторного обследования может быть обжаловано законными представителями в порядке, установленном законодательством.

20. Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами комиссии и оформляется по установленной законодательством форме.

21. К протоколу прилагаются документы, указанные в пункте 16 настоящего Положения.

22. ПМПК после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушения и рекомендации об организации образовательного процесса, о коррекционной помощи ребенку с особенностями психофизического развития по форме, установленной законодательством. Квалификация физического и (или) психического нарушения, основывающаяся на медицинском диагнозе, дает комплексную оценку имеющихся трудностей и потенциальных возможностей развития ребенка и служит для составления рекомендаций по определению программы обучения и специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития.

23. Заключение (при наличии письменного согласия законного представителя), а также списки детей, обследованных на комиссии и нуждающихся в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи, являются основанием для принятия решения отделом образования, спорта и туризма о направлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение специального образования.

24. Согласие законного представителя с заключением ПМПК оформляется по установленной законодательством форме и хранится в Центре.

25. На основании результатов психолого-медико-педагогического обследования и с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в интегрированных классах, группах, специалистами ПМПК составляется индивидуальный план коррекционно-педагогической помощи и передается в учреждение образования, в котором обучается ребенок.

26. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, проводится с периодичностью не реже одного раза в два года в случаях:

наличия у ребенка тяжелого физического и (или) психического нарушения;

наличия у ребенка статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;

обучающиеся классов интегрированного обучения и воспитания по образовательной  программе вспомогательной школы (1 отделение);

а также с периодичностью один раз в год:

дети дошкольного возраста;

обучающиеся по программам и учебным планам для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении.

27. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке:

при переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в группу/класс интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного /общего среднего образования;

при принятии решения о переводе ребенка на другую образовательную программу специального образования или образовательную программу общего среднего образования.

28. К участникам психолого-медико-педагогического обследования относятся:

дети с особенностями психофизического развития;

их законные представители;

члены ПМПК.

29. Члены ПМПК в соответствии с возложенными на них основными задачами имеют право:

вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию своей деятельности;

в установленном порядке вносить в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предложения по рационализации сети учреждений системы специального образования с целью обеспечения детей с особенностями психофизического развития необходимыми образовательными услугами и коррекционно-педагогической помощью по месту жительства;

использовать транспорт Центра для выездных заседаний ПМПК;

повышать квалификацию через прохождение специальных курсов.

30. Члены комиссии несут ответственность за:

установление квалификации физического и (или) психического нарушения и рекомендации по определению программы обучения и специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития;

ведение документации ПМПК;

своевременную подачу сведений об обследованных детях в отдел образования, спорта и туризма районного исполнительного комитета;

сохранность и развитие материально-технической базы ПМПК.

31. Дети с особенностями психофизического развития, обследуемые комиссией, имеют право на:

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование;

подвоз транспортным средством Центра на заседание ПМПК или обследование на дому в случае, если ребенок имеет тяжелые и (или) множественные нарушения психофизического развития или это ребенок раннего возраста.

32. Законные представители лиц с особенностями психофизического развития имеют право:

получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

присутствовать при проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

обсуждать результаты обследования;

на пересмотр заключения в порядке, установленном настоящим Положением;

выбирать учреждение образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций ПМПК;

получать консультации по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

33. Документация комиссии:

журнал учета детей, обследованных ПМПК;

журнал предварительной записи детей на обследование ПМПК;

журнал учета детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи (журналы должны быть с пронумерованными страницами; прошнурованы, заверены печатью и подписью директора Центра);

согласия родителей или законных представителей с рекомендованной программой и формой обучения ребенка с особенностями психофизического развития;

запросы (заявки) от учреждений на обследование детей;

пакет документов на обследуемого ребенка, предоставляемый родителями или законными представителями (согласно п.16 настоящего Положения);

протоколы обследования детей (по возрастам);

протоколы выполнения диагностических методик;

диагностический инструментарий.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика