Требования к характеристике

На психолого-медико-педагогическую комиссию необходимо предоставлять психолого-педагогическую характеристику учащегося. 

Требования, предъявляемые к характеристике школьника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

Общие сведения

1. Ф.И.О.

2. Домашний адрес, № телефона.

3. Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).

4. Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).

5. Ф.И.О. матери, где и кем работает

6. Ф.И.О. отца, где и кем работает.

7. Какая помощь была оказана раньше.

 Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

1. Контактность.

2. Эмоциональное состояние.

3. Особенности поведения.

4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.

5. Внимание (произвольность, устойчивость, обьем, распределение, переключаемость), память  (обьем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости ), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).

6. Ведущая рука.

 Речевое развитие

1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.

2. Импрессивная речь.

3. Словарь (количественная и качественная характеристика).

4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).

5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).

6. Грамматический строй речи (ошибки).

7. Связная речь.

8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).

9. Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).

10. Общая осведомлённость.

 Сформированность школьных навыков

1. Знания, умения, навыки по математике.

2. Сформированность навыков чтения.

3. Сформированность навыков письма (наличие и характер ошибок).

 

ОБРАЗЕЦ  педагогической характеристики ребенка школьного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР

I. Общие сведения

1.      Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Домашний адрес. Учреждение образования

II. Характеристика семьи:

1.      Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы, должность.

2.      Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.

3.      Признан ли находящимися в социально опасном положении ?

4.      Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?    

5.      Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

6.      Бытовые условия; 

7.      Условия воспитания;  

8.      Материальное положение семьи; 

9.      Отношение членов семьи к ребенку;

10.    Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.

III.  Уровень знаний, умений и навыков ребенка по основным предметам:

 1. Чтение:

   - знает ли все буквы;

   - характер чтения  (побуквенное, послоговое,   целыми   словами,  синтетическое,  беглое   с  ошибками)

   - понимает ли смысл прочитанного;

   - может ли пересказать близко  к  тексту,  кратко,  бессвязно,  с  помощью  дополнительных вопросов;

   - может ли пересказать прослушанный со слов педагога текст;

   - может ли составить рассказ (по восприятию, на заданную тему, по воображению);

 - словарный запас ребенка.

   2. Письмо:

   - доступен ли звукобуквенный анализ слов;

   - доступно ли списывание   букв,  слогов,  слов,  фраз   с  письменного текста,  с   печатного  текста;

   - доступно ли письмо под диктовку букв, слогов, слов, фраз;

   - характер ошибок при письме и списывании.

   3. Математика:

   - в пределах какого десятка выполняет устные и письменные арифметические действия;

   - умение понимать и решать задачи;

   - умение выполнять сложные счетные операции.

IY. Особенности познавательной деятельности ребенка:

   - память,  преобладающий тип памяти,  внимание,  усидчивость,  способность организовать

     свою деятельность, интерес к учению, самоконтроль.

V. Эмоционально-волевая сфера ребенка:

   - глубина и устойчивость чувств;

   - преобладающее настроение ребенка;

   - проявление негативизма.

VI. Особенности личности:

   - моральные качества ребенка, наличие чувств ответственности, выполнение правил поведения в обществе, школе, в семье;

   - взаимоотношения в коллективе: дружба с детьми, поведение в учебной, игровой,

     трудовой деятельности.

VII. Обследование педагога-психолога (если есть):

   - указать  особенности   интеллектуально-амнестической,  эмоционально-волевой   сферы   и  личностной направленности.

VIII. Объем и виды помощи, оказанные ребенку в течение года педагогом, психологом.

IX. По какой программе обучается ребенок, усваивает ли программу.

Директор учреждения образования                                                            

Классный руководитель                                                              

Учитель-дефектолог 

 

Требования, предъявляемые к характеристике дошкольника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

Общие сведения

1.Ф.И.О.

2.Домашний адрес, № телефона.

3.Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).

4.Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).

5.Ф.И.О. матери, где и кем работает

6.Ф.И.О. отца, где и кем работает.

7.Какая помощь была оказана раньше.

 Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

1. Контактность.

2. Эмоциональное состояние.

3. Особенности поведения.

4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.

5. Внимание (произвольность, устойчивость, обьём, распределение, переключаемость), память (обьём, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).

6. Ведущая рука.

 Речевое развитие

1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.

2. Импрессивная речь.

3. Словарь (количественная и качественная характеристика).

4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).

5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).

6. Грамматический строй речи (ошибки).

7. Связная речь.

8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).

9. Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).

10. Общая осведомлённость.

11. ИЗО деятельность.

ОБРАЗЕЦ педагогической характеристике ребенка дошкольного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР

Ф.И.О. ребёнка, дата рождения

1.  Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи: Ф.И.О. родителей (полностью), год рождения, место работы, должность.

3.   Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.

4.   Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

5.   Признан ли находящимися в социально опасном положении ?

6.   Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?     

7.   Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

8.   Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.

9. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно засыпает и беспокойно спит.

10. Как ребенок ведет себя в д/с (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками), основные трудности в общении: трудностей нет;  не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми; конфликтен.

11. Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

12.  Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру, умеет ли организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, при этом: может ли организовывать подобные игры; какую роль отводит себе; может ли регулировать игровые отношения вербально, т.е. с помощью речи; в какой степени необходима помощь со стороны взрослых;  каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольно-дидактическими пр.); предпочитает играть один или с товарищами; играет молча или оречевляет выполняемые действия; каким образом решает конфликтные ситуации: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам. Особенности игровой деятельности: проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку); характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей).

13. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, повторяет за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

14. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

15. Элементарные математические представления:

- механический пересчет в пределах...

- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;

- счет по речевой инструкции, по образцу;

- восприятие величины, формы цвета;

- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

- выделение из множества заданного количества предметов;

- пересчет предметов с называнием итогового числа;

- счетные операции с открытым и закрытым результатом;

- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше.

16. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

- возможность совместной работы, работы по указательному жесту;

- по подражанию, по образцу;

- по словесной инструкции, по замыслу;

- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;

- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия.

17. Работоспособность: может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий, увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль

- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

Воспитатель

Учитель-дефектолог 

Заведующий д/с

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика