Всё о психологическом заключении на психолого-медико-педагогическую комиссию

На психолого-медико-педагогическую комиссию учреждением образования предоставляется протокол психологического обследования ребёнка с психологическим заключением. Далее представлены: протокол психологического обследования ребёнка 3-5 лет, протокол психологического обследования ребёнка 5-6 лет, протокол психологического обследования ребёнка младшего школьного возраста, рекомендации по осуществлению анализа результатов психологического обследования и составлению заключения, образец заключения.

Протокол психологического обследования

ребенка младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

Дата обследования _____________________20             г.

Ф.И.О. __________________________________________________________

Дата рождения ____________________

Возраст _________л. ___________ мес.

I.                  Исследование особенностей внимания

Методика «Что изменилось?» (с 3 лет)                  Методика «Найди такую же картинку» (предмет)

Выполняет самостоятельно

 

 

Выполняет самостоятельно

 

Выполняет с помощью

 

 

Выполняет с помощью

 

Затрудняется выполнить

 

 

Затрудняется выполнить

 

II.               Исследование особенностей восприятия

Восприятие цвета, формы, величины

Зеленый

 

Квадрат

 

Большой/маленький

 

Синий

 

Треугольник

 

Высокий/низкий

 

Красный

 

Круг

 

Толстый/тонкий

 

Желтый

 

Прямоугольник

 

Широкий/узкий

 

Черный/белый

 

Овал

 

Длинный/короткий

 

Оттенки

 

Другие

 

 

 

Характер выполнения: а) соотносит;                      б) показывает по слову;         в) называет

Предметный гнозис (доступно с 3,5-4 лет)

Реалистические изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наложенные изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недорисованные изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: _____________________________________________________________

III.            Исследование особенности памяти

Зрительная память (невербальная)                               Слуховая память (3г. – 5 сл., 4г. – 8 сл.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машина

дерево

осень

мама

дождь

свеча

луна

бант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: ______________________________________________________________

IV.           Исследование особенностей мышления

       «Матрешка»                                                                     «Пирамидка»                                                   «Почтовый ящик»

Способ выполнения

 

Способ выполнения

 

Способ выполнения

- путем «проб и ошибок»

 

 

- путем проб и ошибок

 

 

- путем проб и ошибок

 

- путем примеривания

 

 

- путем примеривания

 

 

- путем примеривания

 

- не принимает задачу

 

 

- не принимает задачу

 

 

- не принимает задачу

 

Обучаемость

 

Обучаемость

 

Обучаемость

Методика «Разрезные картинки»  

Характер выполнения                                 

 

 

Хаотический без учета результативности и собственных попыток

 

3-3,5 г.    2-х сост. картинки

 

Методом «проб и ошибок»

 

4-4,5 г.    3-х, 4-х сост. картинки

 

Путем зрительного соотнесения

 

Методика «Складывание узоров из палочек»

 Характер выполнения                                 

2-3г.,    2-3 палочки

 

Хаотический без учета результативности и собственных попыток

 

3-4 г.,   3-4 палочки

 

Методом «проб и ошибок»

 

4-5 л.,   4-5 палочек

 

Путем зрительного соотнесения

 

Методика «Последовательность картинок»          

Характер выполнения                                 

 

 

Хаотический без учета результативности и собственных попыток

 

3-4 г.,   3  картинки

 

Методом «проб и ошибок»

 

4-4,5 г.,  3-х, 4-х сост.картинки

 

Путем зрительного соотнесения

 

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V.               Исследование личности и эмоционально-волевой сферы:

Контактность___________________________________________________________________________

Эмоции________________________________________________________________________________

Характерологические особенности ______________________________________________________

Самооценка и уровень притязаний________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Темп деятельности и работоспособность __________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Психологическое заключение: 

Педагог-психолог:

Протокол психологического обследования

ребенка дошкольного возраста (5-6 лет)

Дата обследования _____________________20             г.

Ф.И.О. __________________________________________________________

Дата рождения ____________________

Возраст _________л. ___________ мес.

I. Исследование особенностей восприятия

Восприятие цвета, формы, величины (опрос)

Зеленый

 

Квадрат

 

Большой/маленький

 

Синий

 

Треугольник

 

Высокий/низкий

 

Красный

 

Круг

 

Толстый/тонкий

 

Желтый

 

Прямоугольник

 

Широкий/узкий

 

Черный/белый

 

Овал

 

Длинный/короткий

 

Оттенки

 

Другие

 

 

 

Характер выполнения: а) соотносит; б) показывает по слову; в) называет

Предметный гнозис (в полном объеме к 7-8 г.)

Перечеркнутые изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наложенные изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недорисованные изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ____________________________________________________________________

II. Исследование особенностей памяти

Зрительная память (невербальная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формула вычисления: число правильных ответов/общее число (100%)

90-100% - отлично;  70-90% - оч.хорошо;  50-70% - хорошо;  30-50% - удовлетворительно; 10-30% - плохо;  0-10% - оч.плохо

Запоминание 10 слов (А.Р.Лурия)

№ п/п

дом

лес

кот

ночь

окно

сено

мед

игла

конь

мост

проба

слова

Нормат.

показ.

Вид графика

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4-6сл. – до 6л.

Растущий

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

5-7 сл. – после 6

зигзаго-образн.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

9-10 сл. – с 9л.

со спадом

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

9-10сл. – 6-8 л.

с плато

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: ________________________________________________________________________

III.            Исследование внимания: методика Пьерона-Рузера

Устойчивость _______________________________________________________________________

Распределение ______________________________________________________________________

Переключение ______________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________________

IV.           Исследование особенностей мышления

Разрезные картинки

 

Характер выполнения

 

Характер выполнения

3-3,5 года 2-х сост. картинки

 

3 карт. 3-4 г.

 

4-4,5 года 3-х, 4-х сост.картинки

 

4 карт. 4-5 л.

 

5-5,5 лет 3-5 неравных частей

 

5 карт.5-6 л.

 

5,5-6,5 лет 5 и б.неравных частей

 

6 карт. 6-7 л.

 

Стратегия деятельности по методике «Разрезные картинки»

1. Хаотическая, манипулятивная, без учета результативности собственных попыток

2. Метод «Проб и ошибок», в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и ошибок

3. Целенаправленно, без предварительной программ. и зрит.-простр.оценки

4. На наглядно-обр. плане, с соотнесением результата и образца

Выводы: ______________________________________________________________________________

Методика «4-й лишний»                                                                

Невербальный с 4 до 8 лет

 

Вербальный с 5,5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия деятельности:

По внешним, несущ.признакам

По функцион. признакам

По истинно понятийному признаку

Выводы: _______________________________________________________________________________

Методика «Назови одним словом»                                               

1

Свекла, огурец, морковь

 

2

Стул, шкаф, кровать

 

3

Тарелка, ложка, кастрюля

 

4

Корова, собака, лошадь

 

5

Куртка, платье, брюки

 

6

Яблоко, апельсин, банан

 

Стратегия деятельности:

По внешним, несущественным признакам

По функциональным признакам

По понятийному признаку

Выводы: _______________________________________________________________________________

Методика «Сюжетный ряд»                                                           

5-6 лет – 4 картинки

 

6-7 лет – 4-5 картинок

 

Характер выполнения:

Самостоятельно

С помощью

Не понимает инструкцию

Выводы: _______________________________________________________________________________

V. Исследование личности и эмоционально-волевой сферы:

Контактность___________________________________________________________________________

Эмоции________________________________________________________________________________

Характерологические особенности ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Самооценка и уровень притязаний_______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Темп деятельности и работоспособность ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Психологическое заключение: 

Педагог-психолог:

 

Протокол психологического обследования

ребенка младшего школьного возраста

Дата обследования _____________________20             г.

Ф.И.О. __________________________________________________________

Дата рождения ____________________

Возраст _________л. ___________ мес.

I. Исследование особенностей восприятия

Восприятие цвета, формы (опрос)

Красный

 

Квадрат

 

Желтый

 

Треугольник

 

Синий

 

Круг

 

Зеленый

 

Прямоугольник

 

Черный/белый

 

Овал

 

Оттеночные

 

Другие

 

Характер выполнения: а) соотносит; б) показывает по слову; в) называет

Предметный гнозис

Наложенные изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер выполнения: ___________________________________________________________

Буквенный гнозис при условии, что ребенок знает буквы (в полном объеме к 7-8 г.)

Различный шрифт

Зеркальное изображение

Наложенные изображения

Перечеркнутые изображения

 

 

 

 

Характер выполнения: _____________________________________________________________

​II. Исследование особенностей внимания («Корректурная проба»)

Внимание (продуктивность, устойчивость, распределение) _________________________________

_______________________________________________________________________________________

III. Исследование особенностей памяти

Запоминание 10 слов (А.Р.Лурия)

№ п/п

дом

лес

кот

ночь

окно

сено

мед

игла

конь

мост

проба

слова

Нормат.

показ.

Вид графика

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4-6сл. – до 6л.

Растущий

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

5-7 сл. – после 6

зигзаго-образн.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

9-10 сл. – с 9л.

со спадом

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

9-10сл. – 6-8 л.

с плато

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: _______________________________________________________________________________

Зрительная память

Количество правильно узнанных символов ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________

IV. Уровень обученности (тест Амтхауэра):

осведомленность

классификация

словесно-логическое мышление

обобщение

5-ый субтест

уровень развития

 

 

 

 

 

 

V. Интеллектуальный уровень (тест Равена)

Серия А

Серия В

Серия С

Серия Д

Серия Е

IQ

Результат

 

 

 

 

 

 

 

Темп деятельности: ____________________________________________________________________

Работоспособность: ____________________________________________________________________

VI. Особенности развития личности и эмоционально-личностной сферы:

Контактность __________________________________________________________________________

Эмоции (настроение) ___________________________________________________________________

Самооценка ____________________________________________________________________________

Характерологические особенности _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Мотивация ____________________________________________________________________________

Социометрический статус _______________________________________________________________

Отношение к школе, учебе ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Педагог-психолог: 

 

Анализ результатов и написание заключения как

итог углубленной оценки психического развития ребенка

Анализ результатов обследования

Общие положения

    Сущностью анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обследования, особенностей формирования отдельных функций (в том числе особенностей отклоняющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

    Анализ результатов является промежуточным этапом между непосредственным обследованием (включая заполнение протокола или нескольких протоколов по проведению различных диагностических процедур) и формулированием, составлением обобщающего заключения.

    Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему размышлений специалиста и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительного протокола и т.п. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результатом, «кристаллизацией» такого анализа всегда является заключение, как бы обобщающее результаты обследования. В то же время оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной определенная схема или структура такого анализа.

    Уже с самого начала обдумывания полученных результатов, прогнозируется окончательный результата анализа, который впоследствии «выкристаллизуется» в психологический диагноз и, затем, в прогноз развития и рекомендации всему окружению ребенка (что рассматривается нами, как ключевой момент этого этапа оценки развития ребенка). Таким образом, уже в начале анализа может быть спрогнозировано его окончание (в виде психологического диагноза). В этом случае сам анализ превращается в доказательство и подтверждение предполагаемого диагноза. В то же время, бывают и ситуации, когда в начале анализа подобный результат не очевиден и может появиться лишь после кропотливого и тщательного осмысления результатов обследования.

    В анализе результатов обследования также могут быть выделены определенные ступени или этапы. Традиционно, он включает оценку познавательной деятельности ребенка, его аффективно-эмоциональной сферы, личностных и межличностных отношений. В оценке познавательной деятельности, как правило, выделяются операциональные характеристики и непосредственно показатели мыслительной деятельности. Важной результирующей всего анализа является оценка сформированности всех трех базовых составляющих психического развития ребенка – регуляторной (произвольная регуляция психической активности), когнитивной (пространственные представления) и аффективно-эмоциональной сфер (базовая аффективная регуляция), что также рассматривается как ключевой момент этого этапа оценки.

    Помимо этого при анализе результатов обследования следует выделять оценку условно «статических» характеристик. К ним следует отнести такие как: объем запоминаемого материала, доступный уровень сложности выполнения того или иного задания, уровень развития речи, рисунка и т.п. Существуют, соответственно, и так называемые «динамические» характеристики. К последним относят: эмоциональный фон, темп работы, поведение ребенка в процессе обследования, характер деятельности и т.п. То есть к динамическим показателям мы относим те характеристики, которые сами изменяются в процессе обследования в зависимости от различных факторов: утомления, пресыщения, типа мотивации, характера самого задания и т.п. При оценке подобных динамических характеристик крайне важным является понимание тех факторов, которые повлияли на изменение какой-либо характеристики. Например, важно понять как повлияла степень утомления ребенка на темп его деятельности: если на фоне утомления темп деятельности увеличивается, ребенок начинает работать более импульсивно, то можно предположить снижение функции произвольного контроля, потерю интереса как к самому заданию, так и к оценке взрослого. А в случае замедления темпа деятельности при утомлении — можно предположить компенсацию трудностей как раз за счет темпа, при сохранении целенаправленности деятельности и интереса к ее выполнению.

    Подобным образом могут быть проанализированы и иные факторы, их влияние на динамические характеристики деятельности. Ниже приведена общая схема, пользуясь которой достаточно удобно проводить анализ результатов. Естественно, что с увеличением опыта специалист может (и должен) все более творчески, а не столь схематично и «по пунктам» подходить к анализу результатов.

Общая схема анализа результатов психологического обследования.

 Разделы анализа

Поведение ребенка в процессе обследования.

    Оценивается специфика поведения ребенка в процессе работы с психологом, принятие ситуации обследования, его контактность, ориентированность на выполнение заданий, элементы критичности к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается заинтересованность ребенка в правильном выполнении заданий, общая мотивация. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к совместным действиям с взрослым или только к самостоятельной работе, характер контактов со специалистом. Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма — как результата утомления) и возможные причины этих изменений.

    Характер деятельности. Оценивается возможность целенаправленной деятельности ребенка, возможность сосредоточения его на конкретном задании. Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия, степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Обязательно отмечаются изменения характера и стиля деятельности в процессе всего периода работы, в том числе изменения деятельности в зависимости от создаваемой специалистом мотивации (игровой или учебной), а также на фоне признаков утомления, пресыщения, других факторов. Именно в этом ключе анализируется сформированность произвольной регуляции деятельности на всех ее уровнях, в первую очередь, программирования и контроля за своими действиями и эмоциональной регуляции.

    Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности. В первую очередь отмечается характерный для ребенка темп выполнения заданий, а также различия в темпе выполнения заданий разного типа. Например, конструктивные задания ребенок выполняет быстро, а при выполнении заданий вербального типа темп деятельности резко падает. Также отмечаются колебания темпа деятельности, скорее связанные с особенностями собственной нейродинамики, чем с типом предлагаемых заданий.

    Темп деятельности чаще всего зависит от общего уровня психической активности, психического тонуса ребенка и, соответственно, мотивации деятельности, хотя, следует отметить, что часто при отсутствии мотивации – когда ребенок работает совершенно импульсивно и ему безразличен результат выполнения, – собственно темп деятельности может быть и очень быстрым. Продуктивность же самой деятельности в этом случае будет достаточно низкой.

    В процессе всего обследования отмечаются как общий уровень работоспособности, так и ее колебания, время, в течение которого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно работать. Отмечается время, после которого становятся очевидны проявления усталости, периодичность  этих проявлений. Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма — как результата утомления). Анализируются изменения темповых характеристик деятельности, возникающие на фоне утомления, изменения других параметров деятельности (например, возникновение импульсивности на фоне утомления или резкой расторможенности).

    На основании подобного анализа делается общий вывод об уровне психической активности, психического тонуса в целом. Этот вывод должен быть отмечен в итоговой части заключения и входит в «состав» психологического диагноза.

    Особенности моторики и характер латеральных предпочтений. В первую очередь анализируется общая моторная гармоничность, ловкость ребенка, возможность выполнять достаточно сложные ритмические и координированные движения. Особое внимание уделяется анализу сформированности мелкой моторики (скоординированность движения пальцев, ловкость манипуляций с мелкими предметами, а также сформированность навыков графической деятельности — умение соотносить размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, штриховки, точность попадания в контуры рисунка при раскрашивании, четкость и «твердость» линий). В этом же ключе необходимо отметить такие особенности как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (шитье, пришивание, вязание (для девочек), выпиливание, работа с конструктором, завинчивание гаек, винтов, забивание гвоздей и т.п.).

    Помимо оценки сформированности моторики и отдельных моторных навыков анализ этих характеристик дает возможность в определенной степени оценить и уровень произвольной регуляции движений в широком смысле этого слова.

    Для оценки специфики сформированности латеральных предпочтений (профиля латеральных предпочтений) анализируется наличие (преимущественное) правосторонних, смешанных или преимущественно левосторонних предпочтений, не только при выполнении специальных проб, но и в ходе обследования в целом. Следует оговориться, что наличие большего или меньшего объема неправосторонних латеральных предпочтений само по себе не является причиной тех или иных проблем ребенка, а всего лишь служит отражением специфики сформировавшихся у ребенка межфункциональных взаимодействий. Латеральные предпочтения в данном случае являются лишь косвенным признаком, маркером, характеризующим наличие своеобразия формирования межфункциональных взаимодействий; то есть по факту наличия того или иного типа латерализации можно с определенной долей вероятности говорить о наличии, в первую очередь, и специфики межфункциональных взаимодействий. Именно в них часто «кроется» причина тех или иных трудностей ребенка. А то, что ребенок пишет левой рукой или лучше слышит левым ухом, является всего лишь отражением вышеупомянутых особенностей развития.

    Эта информация имеет большое значение как для понимания причин возникновения трудностей ребенка, так и для построения адекватной коррекционной работы со школьниками при проблемах овладения программным материалом или проблемах поведения.

    Анализ уровня развития отдельных психических процессов и функций. Анализируется объем произвольного внимания, при котором возможна продуктивная деятельность, возможности сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях как игрового, так и учебного характера. Необходимо оценить связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения внимания при увеличении объема стимульного материала). Важным показателем при анализе особенностей внимания является длительность работы ребенка. Важной характеристикой является возможность ребенка работать в условиях различных посторонних шумов и помех, то есть помехоустойчивость. Важно отметить наличие колебаний внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка. При оценке особенностей внимания, в первую о характеристиках произвольных форм внимания, произвольной регуляции собственной активности.

    При анализе особенностей мнестической деятельности анализируется: объем непосредственного слухоречевого запоминания, его скорость, возможность удержания порядка предъявляемых элементов, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении, полнота и специфика отсроченного воспроизведения. Анализируется возможность опосредованного запоминания (с помощью доступных для ребенка методов), сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредовано и непосредственно. Анализируется соответствие объема запоминаемогоматериала нормативным возрастным показателям. Отмечается наличие фактора интерференции мнестических следов. При проведении соответствующих диагностических процедур анализируются особенности зрительной, тактильной, двигательной памяти, других видов памяти.

    Анализ результатов исследования гностических функций направлен на выявление не только дефицитарности какого-либо звена, но и на оценку специфики собственно восприятия (слухового, тактильного, зрительного). Совершенно естественно, что такой анализ проводится только в случае, если какая-либо из подобных гностических функций была исследована.

    Чаще всего возникает необходимость анализа специфики зрительного гнозиса: особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных изображений. Это анализируется в дифференциально диагностических целях – либо у ребенка наблюдаются собственно гностические проблемы (например, невозможность воспринять предложенные изображения, в том числе последовательность событий, сюжетные картинки и т.п.), либо он несостоятелен в выполнении предложенных заданий.

    При анализе сформированности отдельных компонентов речемыслительной деятельности, в первую очередь, психолог, должен отметить, не принимая на себя задач логопедического обследования, специфику развития речи. Здесь отмечается развернутость и грамотность речевого высказывания, наличие аграмматизмов, речевая активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения. Косвенно оценивается объем активного и пассивного словаря и разница между ними. Производится анализ специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи. Анализируется сформированность диалогической речи в режиме «вопрос–ответ», степень развернутости ответов, а также наличие трудностей при инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

    Следует проанализировать эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

    Если специалисту в процессе самого обследования становится очевидно, что у ребенка нет проблем зрительного гнозиса, отсутствуют выраженные мнестические проблемы, то анализ уровня актуального интеллектуального развития, то есть анализ результатов «работы» ребенка с методиками, направленными на исследование когнитивной сферы, производится стандартным способом в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики при наличии условно нормативных количественных или качественных критериев выполнения.

    Анализируется и оценивается уровень сформированности наглядно–действенного, наглядно–образного, логического мышления, в том числе вербально-логического, понимание причинно–следственных отношений, умение обобщать, выделять существенные признаки, опосредовать, прогнозировать. Составляется представление о развитии обобщающей функции в целом, то есть оценивается уровень понятийного развития, выявляется ведущий, смыслообразующий/классификационный признак.

    Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышления как самостоятельность, активность и, в то же время, наличие инертности, тугоподвижности мыслительных процессов. Кроме этого отмечается изменение динамики мыслительной деятельности, соскальзывания в процессе мышления, инертность, ригидность процесса мышления и т.п. В обязательном порядке оценивается такой важный критерий как обучаемость, анализируется объем и тип необходимой помощи.

    Анализируются и другие особенности и черты мыслительной деятельности ребенка, такие как критичность мышления, его креативность и пр. Уточняется понимание переносного смысла и эмоционального подтекста пословиц и метафор, рассказов со скрытым смыслом и т.п.

    При анализе конструктивной деятельности (перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности) оценивается возможность анализа пространственных отношений между элементами конструкции, возможность вербализации этих отношений, возможность визуальной ориентации в пространственных отношениях. Анализируется возможность конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), специфика сформированности анализа составляющих частей сложных фигур, возможность восприятия целостного объекта. Безусловно, оценивается и результативность выполнения заданий, их соотнесенность с имеющимися возрастными нормативами.

    Важным для оценки уровня интеллектуального развития является сопоставление результатов выполнения заданий, представленных в вербальном виде и заданий конструктивно-действенного и перцептивно-логического характера.

    Делается обобщенный вывод об уровне познавательного развития в целом и его соответствии возрастным нормативам (как ключевой момент анализа результатов), в том числе частному социально-психологическому нормативу для данного региона, места, этнической ситуации, требованиям конкретного образовательного учреждения.

    Развитие графической деятельности, в первую очередь рисунка анализируется преимущественно с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка. В силу этого, уровень развития графической деятельности отчасти отражает и особенности познавательного развития.

    Оцениваются качественные особенности выполнения рисунка – его целостность, пропорциональность деталей, наличие перспективы, выраженность мелких, фрагментарных деталей, их количество, стереотипность выполнения.

    Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличие зачеркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ особенностей рисунка производится по стандартной процедуре, но с обязательным учетом актуального уровня развития ребенка.

    Достаточно часто по результатам обследования можно сделать вывод об общей осведомленности ребенка и ее соответствии социально-психологическим нормативам и условиям развития ребенка – этносоциокультурной среде.

    Анализ представленной части результатов обследования позволяет сделать уже не предварительный, но вполне обоснованный вывод об уровне сформированности регуляторной сферы ребенка и вкладе ее в общую картину состояния ребенка. Точно так же понимание уровня сформированности пространственных представлений дает для специалиста представление о причинах и степени выраженности когнитивных проблем. Понимание взаимозависимости регуляторной и когнитивной сфер дает достаточно полную картину механизмов нарушения познавательной (когнитивной) деятельности ребенка в целом.

    Например, можно увидеть, что развитие когнитивной сферы у конкретного ребенка в целом достаточное или находится в пределах нижней границы возрастной нормы, а регуляторная составляющая деятельности грубо несформирована. В результате ребенок оказывается несостоятельным практически во всех видах познавательной деятельности, но для психолога совершенно очевидно, что причиной этой несостоятельности является собственно регуляторная дефицитарность. А результаты выполнения тех или иных заданий и необходимый объем помощи взрослого будет иллюстрацией описанного типа проблем.

    Анализ аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностей ребенка проводится по итогам не только выполнения специальных методик, но и по поведению и особенностям реагирования ребенка на протяжении всего обследования. Анализируется: заинтересованность ребенка; его реакции на успех или неудачу; адекватность этих реакций; такие особенности ребенка, как аффективная расторможенность, наличие признаков негативизма. По результатам выполнения заданий и общему «рисунку» поведения оценивается выраженность аффективных реакций в конфликтных и фрустрирующих ситуациях, в том числе их адекватность. Все полученные в процессе обследования результаты анализируются с точки зрения направленности личностных реакций (экстра–, интропунитивных тенденциях личностного развития). Именно в этом ключе проводится анализ страхов, опасений, причин наблюдаемого эмоционального напряжения, проводится проективная трактовка рисунка ребенка.

    Помимо этого можно уточнить общую направленность интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия «что-либо съесть», «поиметь», эгоистические тенденции) проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Анализируя интересы ребенка, можно понять не только их направленность, но и их активность, постоянство, глубину, разносторонность и пр. Определяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности. Для детей младшего школьного возраста определяется сформированность мотивации к школьному обучению, наличие стойких познавательных интересов.

    Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, а также эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, поведение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникативных навыков, общения в целом.

    Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия ребенка с экстрапунитивным типом личностного развития).

    Подобный анализ проводится и с целью определения специфики уровней аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития.

    Необходимо отметить (в том случае если это имеет место) такие неспецифичные для детского возраста особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмоциональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность.

    Таким образом, в результате анализа у психолога должно выстроиться четкое представление о специфике сформированности всех трех сфер развития: регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной.

    Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально-психологическим нормативам, отмечены сферы деятельности, где эти характеристики «выходят» за социально нормативные пределы.

    Результатом такого системного анализа, как уже неоднократно отмечалось, должно стать отнесение особенностей развития ребенка к тому или иному типологическому варианту (психологический диагноз) и, соответственно, понимание специалистом причин и механизмов, приведших к данному варианту развития.

Особенности составления заключения. Его разделы

    После проведения анализа данных, полученных в ходе углубленного обследования, составляется развернутое психологическое заключение. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описывается совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.

    В первую очередь, отмечается соответствие (или несоответствие) уровня актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения ребенка условно нормативным представлениям (социально-психологическому нормативу). Обобщенно оценивается актуальный уровень адаптации ребенка к конкретной образовательной среде и делается прогноз дальнейшего развития ребенка как в благоприятных, та и в неблагоприятных для него условиях. Обосновываются возможные причины и механизмы выявленных особенностей развития и соответствующие им пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность «включения» тех или иных коррекционно-развивающих мероприятий, консультации специалистов иного профиля.

    По возможности, описанные особенности соотносятся с тем или иным видом дизонтогенеза (отклоняющегося развития). В то же время, в ситуации констатации у ребенка условно-нормативного варианта развития (что само по себе является психологическим диагнозом), необходимо отметить основные тенденции, направленности развития, как типологический вариант нормы.

    Подобная краткая формулировка с описанием типа отклоняющегося развития может быть представлена как психологический диагноз, на основании которого с учетом причин, социальных условий развития ребенка и, естественно, уровня сформированности психических процессов, функций и систем дается условно–вероятностный прогноз дальнейшего развития.

    Постановка развернутого, обоснованного дифференциально-диагностического диагноза психологом и вероятностный прогноз развития в различных ситуациях (например, при адекватной коррекционной помощи, в дополнение к пребыванию ребенка в коррекционной школе) является чрезвычайно важным этапом для понимания необходимости и обоснованности обучения ребенка по данной образовательной программе.

    Подобное заключение может быть написано либо в свободной форме, либо психолог может воспользоваться предлагаемой ниже схемой составления заключения. Общая структура психологического заключения представляет собой ряд определенных взаимосвязанных частей. В целом можно рассматривать общую и итоговую части заключения.

    Общая часть заключения может состоять из следующих разделов:

• Основные данные ребенка (фамилия, имя ребенка, возраст на момент обследования. Здесь же привести можно вид образовательной программы и форму, по которой он обучается);

• Основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов, других лиц;

• Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным (рекомендуемый);

• Специфика внешнего вида и рисунка поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка и его адекватность);

• Качественная оценка сформированности регуляторной сферы;

• Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект);

• Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, в том числе психических процессов и функций (память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных представлений;

• Обобщение показателей  характеристик уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т.п.);

• Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и их соотнесение с «профилем» уровней базовой аффективной регуляции (по О.С. Никольской);

    Итоговая часть заключения по результатам углубленной диагностики, в свою очередь, может состоять из следующей «триады составляющих»:

• Психологический диагноз;

• Вероятностный прогноз развития;

• Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

    Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудностях и особенностях развития ребенка. Это, в свою очередь, позволит подобрать адекватные методы помощи ребенку в рамках различных типов обучения, на которые они могут опереться: особые формы организации обучения, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности организации дидактической среды и т.п.

    В то же время, итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятностный прогноз дальнейшего развития и вытекающие из этого рекомендации по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована, скорее, профильным специалистам – логопеду, дефектологу, врачам, непосредственно самому психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

    Поскольку сам процесс написания заключения представляет достаточно длительную процедуру, время, затрачиваемое для анализа и составления заключений (это относится ко всем типам заключений) может отличаться по своей длительности.

ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Психологическое заключение: легко идёт на контакт с другими людьми, проявляет интерес к взаимодействию. Ориентирована на позитивное взаимодействие с диагностом, а не на правильность выполнения задания. Эмоциональный фон повышен, настроение весёлое, реакции бурные. К результатам деятельности некритична, интереса не проявляет.

Деятельность носит спонтанный характер, для построения целенаправленных действий необходима массированная направляющая, организующая помощь. Задания выполняет быстро, импульсивно, не ориентируясь на образец и правильность результата. Продуктивность деятельности очень низкая, работоспособность достаточная.

Навыки саморегуляции в поведении сформированы недостаточно, в произвольной регуляции целенаправленной деятельности сформированы на низком уровне.

Общая моторика развита достаточно. Движения пальцев рук скоординированные, точные, однако навыки графической деятельности сформированы на низком уровне.

Уровень развития психических функций характеризуется малым объёмом произвольного внимания, низким уровнем концентрации, распределения, достаточным уровнем переключения. Объём зрительной кратковременной памяти низкий, зрительное восприятие развито на среднем уровне, знания сенсорных эталонов не сформированы, затрудняется в конструировании объектов, аналогичных образцу, затрудняется в  складывании матрёшки, в осуществлении порядкового счёта в пределах 5. С направляющей помощью классифицирует фигуры при выборе из 2-х. Не понимает смысла сюжетной картины (ограничивается перечислением отдельных предметов), преобладает предметно-действенное мышление, низкий уровень обучаемости, характерна инертность, тугоподвижность мыслительных процессов.

Активный и пассивный словарь значительно ограничен, преобладают в речи слова предметы, действия. Ответы простые, однословные, ограничены обиходно-бытовой тематикой, звукопроизношение нарушено.

В проявлениях аффективно-эмоциональной сферы наблюдается инфантильность, преобладают игровые интересы, познавательная мотивация не сформирована, самооценка высокая, уровень притязаний низкий, не может адекватно оценить своё поведение и результат деятельности. Доброжелательна, дружелюбна, активна, импульсивна.

Таким образом, полученные данные в результате диагностики свидетельствуют о низком уровне развития когнитивной сферы, мотивационного компонента, недостаточно сформированной регуляторной, аффективно-эмоциональной сфер. 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика