Газета для родителей "Мир ребёнка" (выпуск 1). Тема выпуска «Расщелина твёрдого и мягкого нёба у детей»

Мамины истории

Екатерина: Понедельник, утро 4 сентября - это один из самых счастливых дней в моей жизни! В этот день родился долгожданный сыночек, в этот день я стала мамой, многодетной мамой.

Ближе к обеду мне в палату принесли сына, я впервые взяла его на руки. Слёзы радости переполняли меня. Медсестра принесла его, чтоб я покормила, но... у меня ничего не получилось. Она забрала его обратно в отделение для новорождённых. Только ближе к вечеру ко мне пришел неонатолог и сообщил, что у моего сыночка врождённая расщелина нёба. Для меня это было как гром среди ясного неба! Врач начал успокаивать, сказал, что это не страшно, прооперируют и никто даже не заметит, что была расщелина. Всё, что дальше он говорил, было как скороговорка. Я слова понимала, но смысла от меня ускользал.

После ухода неонатолога я схватила телефон и начала искать информацию, что это за диагноз о котором я раньше и не слышала. Я открыла сотню ссылок, но информации было мало.

Нас выписали нас 5 сутки. Когда, после роддома, к нам пришёл педиатр, она рассказала, что на её участке есть девочка с таким же диагнозом и дала контакты её мамы. Поговорив с ней, я только тогда начала осознавать какой огромный объём работы нам предстоит... Благодаря этой же маме мы попали к самому лучшему челюстно-лицевому хирургу.

Дома было проще, но не легче. Каждый день шла борьба за вес, за каждый грамм. В это время, когда мне попадались форумы для мам, читая их сообщения, мне хотелось смеяться. Пока они искали мазь от трещин на сосках и покраснений на попке младенца, я перебрала кучу сосок, бутылочек, шприцев, специальных сосок и всего, что хоть как-то могло мне помочь накормить моего сыночка.

Прошло уже 2 года. Мы прошли 2 операции у челюстно-лицевого хирурга. Вообще могла была быть только одна, но после первой разошлось мягкое нёбо. Сейчас мы пошли в обычный сад и параллельно занимаемся с учителем-дефектологом в ЦКРОиР. Всё, через что мы прошли за эти годы, быстро забывается, в памяти остаются только положительные моменты.

Ребёнок «приходит» в семью не просто так. Ребёнок – учитель, который преподаёт своим родителям определённый урок. Мы должны принимать то, что изменить не в силах. И менять к лучшему всё, что зависит от нас. Я уверена, что мы справимся со всеми трудностями на нашем пути, всё теперь у нас будет хорошо!

Ольга: Всю беременность было всё хорошо, но ребёнок категорически не поворачивался, чтобы увидеть пол. Посоветовавшись с мужем, на 26 неделе беременности отправились в Минск, на УЗИ в РНПЦ «Мать и дитя». И тут врач-узист нас ошарашил новостью, что у нас девочка с двусторонней расщелиной, но пояснил, что это всё исправляется и ни в коем случае из-за этого не нужно прерывать беременность. Выйдя из кабинета, я вся в слезах…, и только с одной мыслью: «Почему нам?! За что нам такой ребёнок?!» Немного успокоившись, я пролистала весь интернет в поисках диагноза, и как, и что с этим делать. Остаток беременности я проходила вся на нервах. В голове крутилось множество вопросов: «Как кормить? Где и у кого оперировать? В каком возрасте?». Рожать поехала в РНПЦ «Мать и дитя». Роды прошли хорошо. Малышку мне сразу показали, и глядя на неё я поняла, что мой ребёнок, не взирая на расщелину, всё равно самый красивый. Затем доченьку забрали в детское отделение, а я осталась лежать в роддоме одна. Через 6 дней меня выписали и я перешла в детское отделение. Кормили ребёнка через зонд. Затем мы вместе с медсестрой стали пробовать кормить малышку из старой советской соски. Это был ужас. У неё не хватало сил, есть из соски, ела она по 40 минут и съедала всего по 40 грамм. Было тяжело, думала, что не выдержу и не смогу, но взяв себя в руки, продолжали учиться. Еда вытекала через нос, но я всё равно пыталась. И вот спустя 21 день нас выписали из больницы. Кушали мы через соску. Затем я приобрела специальную соску и всё пошло лучше. В 3 месяца мы поехали на консультацию к челюстно-лицевому хирургу, в 5 месяцев у нас была первая операция. Конечно, у нас впереди ещё не одна операция. Но при поддержке социального учреждения «Улыбки наших детей» стало всё намного проще. Я общаюсь с мамочками со всей Беларуси, у всех их детей расщелины. И мы, как большая дружная семья, помогаем друг другу.

На сегодняшний день, мы ходим в Сморгонский ЦКРОиР к учителю-дефектологу на коррекционные занятия. Надеюсь, что мы справимся с проблемами и будем жить полноценной жизнью!

 

 

 

 

Расщелина твёрдого и мягкого нёба у детей. Что это такое?

Врождённый дефект твёрдого и мягкого нёба (патология «волчьей пасти») – распространённый порок развития лица у младенцев. В мире каждый день рождается около ста малышей с этим нарушением, большинство из которых – мальчики. Проявляется она разрывом срединной части, соединяющим ротовую полость с носовой. У половины детей с этим пороком присутствует дефект «заячьей губы». При своевременном лечении трещины на небе у ребёнка не опасны для жизни и здоровья малыша.

 

Виды и проявления нарушения

Нарушение у новорождённых проявляется полной расщелиной мягкого и твёрдого нёба, проходящей насквозь, или небольшой трещинкой только на мягких тканях. По степени раздвоения нарушение классифицируют на:

  • полное – с расщеплением мягких и твёрдых тканей до резцового отверстия;
  • неполное – с расщелиной только на мягком нёбе или с частичным расщеплением твёрдого;
  • сквозное – одно- или двухсторонние расщелины твёрдого и мягкого нёба с включением альвеолярного отростка;
  • скрытое – щель рассекает только мышцы при сохранении слизистой оболочки рта.

«Волчья пасть» у новорождённых помимо косметического дефекта сопровождается рядом симптомов, свидетельствующих о расстройствах жизненно важных функций организма. С момента рождения младенца проявляются нарушения сосания и глотания пищи. Формируется неглубокое дыхание, приводящее к кислородной недостаточности, склонность к воспалениям среднего уха, негативно влияющая на слух. С активным ростом малыша обнаруживаются расстройства речевого аппарата (произношение звуков через нос), отставание развития всех структур организма.

 

Диагностика

Внутриутробное развитие костей лица плода предполагает их сращение на 7-8-й неделе беременности. Формирование полостей рта и носа идёт параллельно. Нарушение этих процессов может стать переломом нормального развития, вызывающим аномалии, и причиной «волчьей пасти» у детей. К 2 месяцам у эмбриона окончательно формируется верхняя челюсть из растущих навстречу друг другу половин. Задержка их сращения приводит к пороку, который диагностируется ещё в утробе матери.

Плановое исследование ультразвуком выявляет нарушение на 14-16-й неделях беременности. Объём, форму поражения и сложность заболевания оценить можно только после рождения младенца. Диагноз «волчьей пасти» у новорождённого ребёнка уточняется осмотром зева, рядом дополнительных исследований. Их цель – определить возможные патологии развития черепа, нарушения дыхания, обоняния, слуха и звукообразования.

 

Что делать родителям?

Главное – не паниковать при мысли, у моего ребёнка расщелина нёба, и не пытаться прервать беременность. Не стоит, рискуя здоровьем матери, откладывать рождение малыша из-за порока, который успешно лечится средствами современной хирургии. Аборт – слишком высокая цена, тем более если причина порока наследственная, он может проявиться и при следующей беременности. Своевременное хирургическое лечение врождённой расщелины нёба делает эту аномалию безопасной для жизни и здоровья детей.

Важно вовремя обратиться за квалифицированной медицинской помощью к специалистам, чтобы исправить порок и предупредить развитие многочисленных осложнений, среди которых:

  • дыхательная недостаточность, ведущая к гипоксии (недостатку кислорода);
  • частые инфекционные и простудные заболевания, ослабляющие иммунную систему;
  • нарушения речи и слуха;
  • задержка роста и развития челюсти.

 

Как и где лечить расщелину нёба?

Устранить внешние дефекты, восстановить функциональность ротовой и носовой полостей у новорождённого (под вопросом, операция проводится в возрасте от двух лет) позволяет операция при расщелине нёба, косметическая пластика лица. В ходе хирургической операции соединяются в правильном положении нёбные и глоточные мышцы, восстанавливается целостность, нормальная форма и функционирование всех структур. Объём оперативных вмешательств и подходящий для этого возраст определяется видом аномалии и сложностью случая.

После тщательного обследования малыша хирургом выбирается одна из тактик лечение детей с расщелиной нёба:

  • Уранопластика (корректирующая операция) в возрасте от 2 лет – для неполных расщелин у детей с правильным зубным рядом верхней челюсти.
  • Уранопластика в 4-6 лет с предоперационной ортодонтической терапией – при суженной верхней челюсти и расщеплении, включающем альвеолярный отросток.
  • Двухэтапная коррекция (пластика мягких тканей с сужением глотки и спустя 6-8 месяцев операция на твёрдом нёбе с альвеолярным отростком при одновременной костной пластике).

 

После операции малышу необходимо:

  • дополнительное лечение стоматолога-ортодонта для правильного соотношения размеров зубных дуг и развития верхней челюсти;
  • систематическое наблюдение отоларинголога для контроля сообщения полостей рта и носа, функционирования органов дыхания и слуха, профилактики ЛОР-заболеваний;
  • занятия с учителем-дефектологом (логопедом) для постановки правильного дыхания, звукоизвлечения, артикуляции, коррекции нарушений речи;
  • консультации учителя-дефектолога для выявления и предупреждения возможного отставания в развитии.

 

Практические рекомендации

для стимуляции речевого развития детей с врождёнными расщелинами губы и нёба

(по Соломатиной Г. Н.)

Предлагаемые игры и упражнения родители могут проводить самостоятельно под контролем специалиста в области логопедии, что позволит предупредить или смягчить возможные нарушения речи. Эта работа основывается на закономерностях нормального хода развития речи.

Доречевой этап становления речи

Учёные называют его «психологически-предпосылочным» и наиболее важным этапом формирования речи. В это время у ребёнка происходит становление эмоционально-положительного общения со взрослыми, развитие ощущения, внимания, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на базе которых у него появляются первые речевые реакции.

Исследователи детской речи подразделяют этот этап на стадии крика (от 0 до 2 мес.); гуления (2-3 мес.); лепета (6 мес.). Переход от доречевого развития к первым словам случается около года.

Крик

Эта стадия имеет большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву для последующего развития интонации, активизации артикуляционного аппарата. На первом году жизни речевой механизм ещё формируется. Лёгкие, дыхательный аппарат и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые месяцы жизни. Этот процесс необходимо стимулировать. Поэтому, если ребёнок не испытывает физического дискомфорта (он не мокрый, не голоден и не болеет), то следует положительно относиться к его покрикиваниям, покряхтываниям, плачу и другим вокализациям.

Уже в первые дни жизни ребёнка родители могут проводить стимуляцию нёба, губ, упражнения на развитие дыхания.

1. Расположить указательный палец с внутренней стороны верхней десны, двигать им по направлению к мягкому нёбу, приподнимая его. Стимуляцию нужно проводить осторожно, поочерёдно придавливая нёбо с правой, затем с левой стороны. Делать 3-5 раз в день.

2. Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» её у ребёнка, чтобы малыш тянулся следом губами.

3. Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа.

4. Исходное положение (см. упражнение 3). Палец должен двигаться более интенсивно, с надавливанием.

5. Указательным, средним и большим пальцами обхватить губы ребёнка, производить плавные надавливающие движения, оттягивая губы вперёд. Поднимать верхнюю губу к носику, нижнюю - к подбородку.

6. Указательным и большим пальцами собрать губки ребёнка в трубочку и пропеть: «У-у-у». Округлить губки и пропеть: «О-о-о».

7. После стимуляции нёба и губ необходимо проводить первые упражнения на дыхание: зажимать поочерёдно левую, затем правую ноздрю, сразу обе ноздри. Это поможет ребёнку научиться чувствовать воздушную струю.

Уже на стадии крика необходимо проводить игры для развития первых речевых реакций ребёнка – гуканья.

Игра «Ой, люли, люли …»

Взять на руки малыша так, чтобы он видел лицо взрослого. Нужно покачивать ребёнка, поглаживая его ручки, ножки, животик. Улыбаясь ему, пропеть песенку:

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели –

Все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Киски все мурлыкали.

Потом ребёнка можно положить в кроватку или на пеленальный столик. Улыбаясь ему, повторно почитать потешку, попеременно наклоняясь и удаляясь от него, ласково тормоша за грудку. Через некоторое время малыш включится в звуковое взаимодействие со взрослым.

Игра «Вот проснулись»

Взять ребёнка на руки, чтобы он видел лицо взрослого. Производить покачивающие движения, приближая и удаляя от него лицо. При этом читать ему стишок:

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка погреми,

Нашу детку подними!

Г. Лагздынь

Вслед за словами: «Где игрушечки, погремушечки?» – взять одну из звучащих игрушек (погремушку, колокольчик, дудочку). Потряхивая, перемещать её вправо - влево, вверх - вниз, дожидаясь от него ответной реакции - движения глаз и появления звуков.

Эти простые игры будут способствовать развитию комплекса оживления ребёнка, стимулировать его речевые вокализации.

Гуление

В 2-3 месяца начинается качественное изменение крика, и на смену ему приходит гуление. В этот период ребёнок произносит звуки всех языков мира. При гулении он издаёт хотя и несложные, но довольно разнообразные комплексы звуков («агу», «убу», «эгн», «экхе» и т.д.). В подобных вокализациях ребёнка уже можно различить гласноподобные и согласноподобные звуки. К концу стадии гуления у него должен появиться устойчивый слог.

Гуление - это один из компонентов комплекса оживления, представляющий собой ответную реакцию ребёнка на обращения взрослого, первую форму его социального контакта. Постепенно малыш становится инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих. Для этого во время кормления, купания, одевания взрослый должен рассказывать ребенку как можно больше потешек, стихов.

Игра «Ненаглядный мой»

Играя с ребёнком, необходимо напевно приговаривать:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Мальчику можно прочитать:

Ой, ты мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Девочке можно прочитать:

Ах, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Постепенно малыш будет проявлять инициативу в общении.

Во время гуления у ребёнка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражителями. Ребёнок как бы забавляется производимыми звуками. Он становится очень внимательным к артикуляции взрослого. Так начинается формирование взаимосвязи между звукопроизносительным и слуховым аппаратами, что упрочивает тенденцию к самоподражанию. Оно способствует расширению фонетического репертуара малыша.

В этот период необходимо привлекать внимание ребёнка к работе органов артикуляции – собственных и взрослого. Нужно взять малыша на руки, чтобы он хорошо видел лицо взрослого, высунуть язык и сделать им «болтушку». Потом следует пропеть гласные звуки «а… о…», «у… у…», «а… у…», «у… а…». Надувая губы, можно фыркать, цокать, производить любые действия ртом. Через некоторое время ребёнок начнёт подражать и сам будет выполнять нечто подобное.

Помимо игр с языком необходимо продолжать проводить работу по стимуляции мягкого нёба, губ, по развитию дыхания, постепенно добавляя новые упражнения: нажать на подбородок, опустить нижнюю челюсть, возвратить её в исходное положение. При этом должен получаться лёгкий хлопок губами. Закончить нужно пропеванием слогов: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба». Вскоре ребёнок самостоятельно будет произносить слоговой ряд.

Лепет

Около полугода (в 5-6 месяцев) у ребёнка появляется лепет. У малыша возникает тенденция к повторению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Её длина в 7-8 месяцев (расцвет лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Такие цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и структуре слогов.

В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!

Па-па-па-па, папочка!

Ба-ба-ба-ба, бабушка!

Му-му-му-му, мурочка!

Ки-ки-ки-ки, кисонька!

Во время игр с ребёнком, подбрасывая его, подпрыгивая, в ритм движений необходимо произносить разнообразные слоги: «Та-та-та! Ма-ма-ма! Вот-вот-вот! Топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп!..» Желательно периодически делать паузы, чтобы малыш начал повторять за взрослым.

Игра «Пирожки, оладушки»

Нужно взять малыша за ручки и двигать их из стороны в сторону, читая потешку:

Ай, та-та, та-та, та-та,

Пожалуйте, решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

Ай, да-да, да-да, да-да,

Пирожки затеять!

А для нашей лапушки

Затем оладушки!

Произнося слоги, необходимо покачивать ребёнка, делая паузы и ожидая ответной реакции.

К году число лепетных сегментов сокращается до двух-трёх, что составляет среднее количество слогов в речи. Цепочки приобретают характер «целостных псевдослов». В этот период ребёнок с удовольствием повторяет забавные звукосочетания, издаваемые взрослым. Уже целесообразно использовать зеркало, чтобы он наблюдал за взрослым, подражал ему. Рекомендуется сесть с малышом перед зеркалом и, глядя в него, высовывать язык, двигать им в разные стороны, фыркать, надувать щёки. По сути, такие игры уже служат первой гимнастикой органов артикуляции.

Появление первых слов

В этот период (10-12 мес.) необходимо продолжать стимулировать произнесение ребёнком слогов и простых слов.

Игра «Мой мячик»

Играя с ребёнком в мячик, произносить потешку:

Бросаю мой мяч,

Бросаю опять,

Ловлю, не роняю,

И снова бросаю.

Катая мячик, побуждать ребёнка делать ответное действие: «Кати мячик - кати!»

Катаю мой мяч,

Катаю опять,

Катаю туда,

Катаю сюда.

Мой мячик, катись,

Обратно вернись,

Смотри, не зевай,

Мне мячик отдай!

Когда ребёнок начнет ходить, можно использовать приём выполнения поручений: просить его принести кому-то из членов семьи игрушку. Таким способом ребёнок учится вслушиваться в обращённую речь, быть внимательным.

В этот период полезно рассматривать семейные фотографии: «Вот мама. Вот папа. Вот баба. Вот деда. Покажи маму. Покажи папу» и т.д. Чуть позже можно задавать вопрос: «Кто это?»

Вскоре малыш сам начнет отвечать и произносить первые слова: мама, папа, баба, деда.

После года необходимо начинать учить ребёнка произносить звуки, связывая их с конкретной ситуацией. Например, изображать дыхание собаки, когда ей жарко. Малышу показывается шёпотное произнесение утрированного «а-а-а-а» с высунутым языком. Без напряжения артикуляторного аппарата повторяют те звуки, которые имеются в речи ребёнка: гласные («а», «э», «у», «о», «и»), губно-зубные («ф», «в»), губно-губные («м», «п», «б») и др., облекая их в игровую форму.

Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки «Х-х-х».)

Как воет волк? («У-у-у».)

Как плачет девочка? («А-а-а».)

Как вздыхает бабушка? («Ох».)

Как гасят огонек? («Ф…»)

Как гудит паровоз? («У-у-у».)

Какой ты большой? («О-о-о».)

Как кашляет дедушка? («Кха-кха».)

Такие упражнения могут приучить ребёнка дышать ртом, перемещая кончик языка вперёд. Очень важно обращать его внимание на то, что при произнесении звуков и слов рот достаточно широко раскрывается, поскольку у детей с расщелинами нёба имеется тенденция говорить со сжатыми челюстями, почти не размыкая губ.

Правильность произнесения звуков необходимо контролировать поднесённым ко рту кусочком ватки, полоски бумаги и т.д.

При проведении работы по стимуляции речевого развития ребёнка с расщелиной нёба взрослым важно помнить: игры-упражнения должны доставлять ему удовольствие. Постепенно он приучится к логопедическим занятиям.

Предупреждение нарушений речи в предречевом периоде позитивно влияет на общий ход речевого развития ребёнка с нёбной патологией.

Особенно результативно это происходит в тех случаях, когда родители с первых дней и месяцев жизни малыша не только понимают все трудности и принимают его таким, каков он есть, но и активно включаются в логопедическую коррекцию. Именно в это время родителям и родственникам такого ребёнка особенно нужна грамотная поддержка специалистов.

Советы родителям:

1. Создайте дома атмосферу уюта и комфорта для ребёнка. Окружающая его обстановка должна быть яркой: яркие обои, пёстрые одеяла. У ребёнка должны быть яркие игрушки в достаточном количестве. Такая обстановка будет способствовать накоплению чувственного опыта ребёнка и благотворно скажется на его общем и речевом развитии.

2. Постоянно разговаривайте с ребёнком спокойным негромким голосом, воздействуя на него мелодикой голоса, мимикой и движениями. Спокойный голос приучит ребёнка вслушиваться в речь окружающих.

3. Проявляйте терпение в ожидании звуковых и словесных реакций ребёнка. Старайтесь хвалить его даже за незначительные успехи. Похвала создаёт мотивацию общения.

4. Постоянно с первых месяцев жизни ребёнка консультируйтесь с учителем-дефектологом (логопедом). Он поможет предупредить или смягчить последующие тяжёлые речевые нарушения. В дальнейшем педагог составит реабилитационную программу по коррекции нарушений в развитии и окажет логопедическую помощь вашему ребёнку.

5. Родителям и ребёнку с врождённой расщелиной нёба требуются и консультации педагога-психолога. Родителям он поможет правильно организовать воспитание ребёнка, избежать гиперопеки. Ребёнку педагог-психолог поможет поверить в успех, избежать эмоциональных нарушений.

Использованы материалы сайтов:

http://www.solovevka.ru/http://logoped-sfera.ru/

В мамину копилку

 

(развивающие игрушки своими руками)

«Домик с окошками»

Что понадобится? Картонная коробка, цветная бумага, втулка от бумажного полотенца, клей, шарики (мячики) двух контрастных размеров.

Что формируем у малыша? Умение различать предметы по величине; зрительно-моторную координацию.

Учитель-дефектолог Н.Г.Чирица


 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 4-84-76

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Сморгонский районный исполнительный комитет
 Детский правовой портал 

 

 

 


Яндекс.Метрика