Час общения для учащихся среднего и старшего школьного возраста по формированию толерантного отношения к лицам с аутизмом

Час общения для учащихся среднего и старшего школьного возраста по формированию толерантного отношения к лицам с аутизмом

Мероприятие разработано педагогом-психологом Сморгонского ЦКРОиР И.С.Теляк

Цель: познакомить учащихся с особенностями восприятия мира лицами с аутизмом, способствовать формированию понимания и принятия таких людей.

Оборудование: копия рисунка «Аутизм», карточки

Ход занятия:

I.         Приветствие. Педагог представляется и просит детей тоже представиться, не определяя последовательность. Возникает некоторый хаос.

Обсуждение. Почему не у всех получилось представиться? Почему я услышала только одно имя? Выводы сделаем чуть позже.

Упражнение «Придумай заглавие». Ребятам предлагается разделиться на группы по 4 человека и придумать название к рисунку с интерпретацией содержания в течение 2 минут. Каждая группа представляет результат своей работы.

Обсуждение. Было ли сложно? Что показалось необычным, странным в рисунке? Действительно, есть в нашем мире люди, которые отличаются от других. Кто-то имеет нарушения слуха, кто-то зрения, опорно-двигательного аппарата, а кто-то нарушения общения с другими. О таких людях мы сегодня и поговорим.

II.      Основная часть.

Упражнение «Мозговой штурм». Педагог просит сформулировать, что необходимо, чтобы уметь общаться и взаимодействовать с другими людьми, записывая ответы детей на доске (говорить, слушать, понимать, эмоционально реагировать…).

Обсуждение. Много ли необходимых умений? Обучаемся ли мы этому так, как математике? Мы обучаемся навыкам общения в повседневной жизни, и это не представляется для нас особенно сложным. Мы не тратим на это много энергии, как, например, на решение сложной задачи по физике или геометрии. Мы умеем это делать в большей или меньшей степени, хотя составляющих успешного общения много. Получилось ли у нас в начале встречи удачно познакомиться? Почему? Были неточно заданы правила знакомства. И мы уже испытали дискомфорт. Как живут люди с нарушением общения, как часто они в состоянии дискомфорта? Давайте разберёмся.

Упражнение «Запомни последовательность».  Кто-то из детей начнет упражнение словами «Сегодня я пошел в магазин и купил себе…» и добавит вещь в конце предложения. Следующий человек повторяет предложение и вещь, названную первым учеником, и добавляет свою. Упражнение продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Во время упражнения педагог включает неприятную музыку, громко роняет стул, организует другие помехи (к этому можно привлечь заранее подготовленных учеников).

Обсуждение. Как чувствовали себя во время помех? Что испытывали? Люди с нарушением общения очень чувствительны к помехам и посторонним шумам, даже очень незначительным. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться  на чём-то, они могут демонстрировать различные реакции. Это важно понимать.

Упражнение «Игра в речь». Педагог без предупреждения обращается к классу громким и злым голосом, но говорит им что-то позитивное и дружелюбное. Затем говорит с ними дружелюбным и ласковым голосом, но что-нибудь негативное, например: «Вы ужасный класс, я зла на вас всех».

Обсуждение. Насколько было комфортно слушать? Что было не так? Это упражнение позволяет понять, насколько важны тон и громкость голоса в общении. Вы по интонации, выражению лица, тембру голоса можете определить эмоциональное состояние человека. Люди с нарушением общения часто не могут заметить подобные подсказки в поведении других людей, поэтому им бывает сложнее понять окружающих.

Упражнение «Дистанция». Выбираются два добровольца (ученики, которые не являются близкими друзьями). Им необходимо встать лицом друг к другу на расстоянии 5-7 метров. Далее один из них идёт по направлению к другому и останавливается там, где ему будет комфортно что-то сказать другому (сообщить важную информацию). Спросите его, почему ему комфортно. Затем просим его сделать шаг, еще один, до тех пор, пока они практически не будут касаться друг друга лицом. Спрашиваем, удобно ли так разговаривать. Далее предлагаем вернуться на первоначальное расстояние и сообщить информацию оттуда.

Обсуждение. Какое расстояние наиболее комфортное? Почему? Где записаны все эти правила о том, насколько близко можно стоять к другим людям. Мы усваиваем такие правила инстинктивно, но люди с нарушением общения вынуждены осознанно изучать эти правила социума, которые меняются постоянно, в зависимости от того, где и когда происходит ситуация, и кто в нее вовлечен. Они зачастую нарушают дистанцию и правила общения, но делают это не специально. Это необходимо понимать.

Упражнение «Абракадабра». Педагог обращается к детям с фразой: «И последнее, самое важное!» Далее начинает говорить беспорядочный набор слов, можно на иностранном языке. Заканчивает фразой: «Вам понятно?»

Обсуждение. Что происходило с вами, когда вы слушали эту речь? Люди с нарушением общения часто чувствуют себя так же. Разговаривая с нами на одном языке, они не всегда правильно понимают ту мысль, которую мы высказываем. Тогда им необходимо дополнительное, упрощённое объяснение.

III.   Заключительная часть.

- Что необходимо каждому человеку для общения?

- С какими трудностями сталкивается человек с нарушением общения?

Анализ карточек. Какие трудности ещё испытывают люди с нарушением общения?

- Как мы можем помочь таким людям, если они находятся рядом с нами?  Домашнее задание: разработать правила «Что может помочь человеку с нарушением общения».

Прощание.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика