Семинар-практикум для педагогов "Характеристика расстройств аутистического спектра. Раннее распознавание и дифференциальная диагностика"

Семинар-практикум для педагогов

Семинар разработан педагогом-психологом Сморгонского ЦКРОиР И.С.Теляк

Тема: Характеристика расстройств аутистического спектра. Раннее распознавание и дифференциальная диагностика.

Цель: дать представления об основных характеристиках детей при аутизме, сходных и сочетанных расстройствах, этиологии, классификации; познакомить с методами раннего распознавания аутистических расстройств.

Оборудование: презентация (можно скачать ЗДЕСЬ), видеоматериалы, флипчарт с основными симптомами аутизма, карточки с характеристиками аутизма, психолого-педагогические характеристики детей с аутистическими расстройствами.

Ход семинара:

I.  Приветствие. Сообщение темы и цели семинара (слайд 1).

II. Основная часть.

Аути́зм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями (слайд 2).

Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Аутизм всегда проявляется в триаде:

·  недостаток социальных взаимодействий;

·  нарушенная взаимная коммуникация;

·   ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет.

Недостаток социальных взаимодействий (слайд 3)

К качественным нарушениям социального взаимодействия относят:

· выраженное нарушение невербальных форм поведения (зрительный контакт, выражение лица, телодвижения и жестикуляция для регулирования социального взаимодействия и др.);

·  неспособность установить соответствующие данному уровню развития отношения со сверстниками;

· трудности при спонтанном обмене эмоциональными состояниями, интересами или успехами.

Нарушения коммуникации (слайд 4)

К качественным нарушениям коммуникации относятся:

·  запоздалое использование или полное отсутствие развития устной речи (без попытки компенсировать данное расстройство альтернативными средствами коммуникации, в т.ч. жестами или мимикой);

· отчётливое нарушение способности начинать или продолжать разговор;

·   стереотипное или шаблонное употребление речи;

·   отсутствие разнообразия ролевых или социальных интонационных игр, соответствующих данному уровню развития.

Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы (слайд 5)

У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое подразделяется на следующие категории:

·  Стереотипия – бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).

· Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определенным образом.

·  Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример – сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.

·  Ритуальное поведение – выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.

·  Ограниченное поведение – узко сфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.

· Аутоагрессия – активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.

Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер.

Сочетанные нарушения (слайд 6)

· Снижение интеллекта. Имеется у большинства. В отношении этих детей с самыми тяжёлыми формами аутизма существует закономерность: у 50 % IQ < 50, у 70 % < 70, и почти у 100 % IQ < 100. Несмотря на то, что синдром Аспергера и другие расстройства аутического спектра все чаще выявляются у детей с нормальным интеллектом (в том числе и выше среднего), эти более лёгкие аутические расстройства тоже часто сопровождаются генерализованной недостаточной обучаемостью.

· Припадки. Встречаются примерно у четверти аутичных лиц с генерализованной недостаточной обучаемостью и около 5 % аутичных индивидуумов с нормальным IQ. Припадки часто манифестируют в подростковом возрасте.

· Гиперактивность и дефицит концентрации внимания. Нередко явная гиперактивность проявляется при заданиях, навязанных взрослыми (к примеру, школьные занятия), при этом ребёнок может хорошо сосредоточиваться на самостоятельно выбранных задачах (например, выстраивание кубиков в ряд, просмотр одного и того же мультфильма снова и снова). Однако в других случаях аутизма плохая концентрация внимания отмечается при всех занятиях.

· Обычны тяжёлые и частые вспышки гнева, которые могут быть вызваны тем, что ребёнок не способен сообщить о своих нуждах, или вмешательством кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.

· У аутистов могут наблюдаться симптомы, не связанные с диагнозом, но оказывающие значительное влияние на пациента или его семью. От 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами аутистического спектра демонстрируют необычные способности, простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов, обнаруживающихся при синдроме Саванта.

· Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются повышенной способностью к сенсорному восприятию и усиленным вниманием. У детей с аутизмом чаще отмечаются необычные реакции на сенсорные стимулы, однако нет твердых доказательств того, что сенсорные симптомы могут быть чертой, отличающей аутизм от других расстройств развития. Более выражены отличия в недостаточной реактивности (например, ребёнок натыкается на предметы), на втором месте стоит избыточная реактивность (например, плач от громких звуков), затем следует стремление к сенсорной стимуляции (к примеру, ритмические движения). В нескольких исследованиях отмечена ассоциация аутизма с проблемами моторики, включая ослабленный тонус мышц, ухудшенное планирование движений и ходьбу на цыпочках; не отмечается ассоциации расстройств аутистического спектра с тяжелыми двигательными нарушениями.

· Среди детей с расстройствами аутистического спектра примерно в двух третях случаев наблюдаются отклонения в пищевом поведении, до такой степени заметные, что раньше этот признак считался диагностическим. Самой распространённой проблемой является избирательность в выборе блюд, однако, кроме этого, могут отмечаться ритуалы и отказ от еды; при этом не отмечается недоедания. Хотя у некоторых детей-аутистов также могут наблюдаться симптомы нарушения работы желудочно-кишечного тракта, в научных публикациях нет уверенных доказательств теории, предполагающей повышенную частоту или особый характер таких проблем у аутистов. Результаты исследований разнятся, и связь проблем пищеварения с расстройствами аутистического спектра остаётся неясной.

· Известно, что у детей с нарушениями развития чаще возникают проблемы со сном, и в случае с аутизмом, по некоторым данным, эти проблемы ещё более распространены; детям-аутистам бывает сложнее уснуть, они могут часто просыпаться среди ночи и ранним утром. По результатам исследования, проведённого в 2007 году, около двух третей детей-аутистов в своей жизни испытывали проблемы со сном.

Родители детей-аутистов страдают от повышенного уровня стресса. Братья и сёстры аутистов реже вступают с ними в конфликт и чаще являются для них объектом восхищения, однако во взрослой жизни у них чаще отмечается плохое самочувствие и ухудшенные взаимоотношения с сиблингом-аутистом.

Задание 1. Участники семинара делятся на 7 групп. Каждая группа получает 5 характеристик ребёнка-аутиста (приложение 1). Группе необходимо описать каждую характеристику и отнести её к соответствующему симптому аутизма, записанному на флипчарте (приложение 2).

Анализ и обсуждение.

Международная классификация болезней (МКБ-10) (слайд 7)

 Общие расстройства психологического развития (F84). Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.

F84.0 Детский аутизм

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность. Синдром Каннера.

F84.1 Атипичный аутизм

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи. Атипичный детский психоз Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения. Детская деменция. Дезинтегративный психоз.

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 50), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

F84.5 Синдром Аспергера

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

На сегодняшний день наиболее часто встречающимися являются синдром Каннера и синдром Аспергера. Остановимся на них подробнее.

Американский детский психиатр австрийского происхождения Leo Kanner (1943) и австрийский педиатр Hans Asperger (1944), пользуясь этим термином, почти одновременно описали аутистическое расстройство у детей. Но так как у детей-аутистов не наблюдается активного ухода в мир фантазий, а с самого начала (с рождения) отмечается частичная или полная неспособность к установлению социальных контактов, то это определение аутизма в его первоначальном варианте, предложенном Bleuler, не подходит для детского возраста.

В 1943 г. в своей работе «Аутистические нарушения эмоционального контакта» Leo Kanner описал 11 клинических случаев, общие особенности которых он сформулировал следующим образом: «Выявленное базисное патогномоничное расстройство заключается во врожденной неспособности к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях. По описанию родителей, такие дети «самодостаточны», «живут в собственной скорлупе», «особенно счастливы, когда их оставляют в покое», «ведут себя так, как будто вокруг них никого нет», «не замечают окружающих», «производят впечатление тихих мудрецов», «неспособны адекватно реагировать на социальные ситуации», «живут как под гипнозом». При этом не наблюдается нарастающей утраты ранее имевшихся привязанностей или ранее присущей способности к контактам, как это бывает у детей или взрослых, больных шизофренией. В большей степени речь идет об «изначальной аутистической замкнутости, когда ребенок не замечает, игнорирует и исключает весь внешний мир» (слайд 8).

Leo Kanner, впервые описавший случай раннего детского аутизма, родился 13 июня 1896 г. в Клекотове (Австро-Венгрия). Сначала он хотел стать писателем, но затем начал изучать медицину и в 1919 г. защитил кандидатскую диссертацию в Берлине. В 1924 г. он уехал в США, где в 1930 г. в Балтиморском госпитале Джона Хопкинса создал клинику детско-подростковой психиатрии. В 1943 г. в своей работе «Артистические расстройства эмоционального контакта» он описал 11 случаев, которые позднее получили название раннего детского аутизма, или синдрома Kanner. Leo Kanner является отцом американской детско-подростковой психиатрии. Его учебник «Детская психиатрия» («Child Psychiatry») неоднократно переиздавали, он оказал существенное влияние на несколько поколений детско-подростковых психиатров. Leo Kanner умер 3 апреля 1981 г. в своем доме в Syskeville, шт. Мэриленд, в возрасте 86 лет.

В 1944 г. Hans Asperger, не зная о публикации Leo Kanner, которая появилась годом раньше, в работе «Аутистические психопаты в детском возрасте» описал 4 случая, имевших перечисленные ниже 6 общих особенностей (слайд 9).

1. Физические и внешние проявления. Автор отмечает отсутствие у детей зрительного контакта, бедность мимики и жестикуляции (они «не используют свою мимику как выразительное средство для установления контакта»), неестественность речи, которая не обращена к окружающим, и неловкость в движениях.

2. Аутистический интеллект. Asperger описывает у этих детей особое нарушение внимания: они производят впечатление «увлеченных своим внутренним миром». Он отмечает «особое, творческое отношение к языку», в частности то, что они «без труда образуют новые слова, отличающиеся большой меткостью», и очень часто имеют «компенсаторно гипертрофированные специфические способности, как бы уравновешивающие явные дефекты».

3. Поведение в обществе. Основным расстройством в этой сфере является «ограниченность отношений с окружающим миром». Кроме того, в семье у таких детей проявляются «аутистические агрессивные действия» и «негативистические реакции». Они следуют «своим собственным импульсам, удовлетворяют только собственные интересы, не обращая внимания на социальные условия и требования».

4. Влечения и чувства. У таких больных сексуальное поведение часто отличается большим разнообразием (от полного отсутствия интереса к сексу до эксцессивной мастурбации), и нередко наблюдается тенденция к садистским реакциям. Обращает на себя внимание исключительный эгоцентризм, такие больные «не учитывают внешних требований и запретов». Характерно отсутствие у них чувства личностной дистанции, чувства юмора и способности испытывать удовольствие. Нередко они охвачены страстью к коллекционированию и имеют специфические интересы.

5. Генетические факторы. Asperger считал, что «аутистическая психопатия» имеет генетическое происхождение. Он подчеркивал, что во всех наблюдавшихся им 200 случаях болезни в семье обязательно выявлялись более или менее выраженные нарушения контактов и общения (чаще всего у отцов). В связи с этим он отмечал: «Установлено, что психопатические состояния конституционально обусловлены и, следовательно, могут передаваться наследственным путем».

6. Социальная значимость и динамика. Говоря о прогнозе, Asperger утверждает, что социальная адаптация при данном расстройстве нарушена, особенно в тех случаях, когда «имеет место явная умственная отсталость». Иначе обстоит дело в случаях с «интактным и, естественно, достаточно высоким уровнем интеллекта». Здесь прогноз благоприятен при наличии хороших условий для трудовой занятости и дальнейшего развития.

Hans Asperger, впервые описавший «аутистическую психопатию», родился 18 февраля 1906 г. в Хаузбрунне под Веной; там же учился, в 1931 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал ассистентом в детской клинике Венского университета. В 1932 г. он назначен руководителем отделения лечебной педагогики педиатрической клиники, в 1957 г. приглашен в Инсбрук на должность руководителя университетской педиатрической клиники, а в 1962 г. стал заведующим кафедры педиатрии и руководителем университетской педиатрической клиники в Вене. В 1944 г. в своей работе «Аутистические психопаты в детском возрасте» он описал синдром, позднее названный его именем. Hans Asperger был одним из родоначальников европейской детско-подростковой психиатрии. В своем учебнике «Лечебная педагогика» он ярко и выразительно описал наблюдаемые в педиатрической клинике душевные заболевания детского возраста. Hans Asperger умер 21 октября 1980 г. в Вене в возрасте 75 лет.

Задание 2. Просмотреть два видеоролика. Определить основные характеристики, относящиеся к аутизму. Определить, к какому конкретному нарушению относится каждый видеоролик.

Просмотр. Анализ и обсуждение.

Задание 3. Участники семинара делятся на 4 группы. Каждая группа получает психолого-педагогическую характеристику на ребёнка. Группе необходимо изучит характеристику, подчеркнуть основные симптомы аутизма и определить, к какому нарушению относится данная характеристика.

Анализ и обсуждение.

Диагностика (слайд 10).

Этиология (слайд 11).

В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, и неясно, что оказывает превалирующее влияние на появление расстройств аутистического спектравзаимодействие множества генов либо редкие мутации, имеющие сильный эффект.

Симптомы аутизма возникают вследствие изменений в различных системах мозга, происходящих во время его развития. Несмотря на обширные исследования, до полного понимания этого процесса ещё далеко. В описании механизма расстройства можно выделить две области: патофизиология структур и процессов мозга, ассоциированных с аутизмом, и нейрофизиологические связи структур с поведенческими реакциями. Частью механизма является нарушение развития мозга вскоре после зачатия. Затем, судя по всему, локализованная аномалия приводит к каскаду патологических взаимодействий, подверженных значительному влиянию факторов внешней среды. Мозг у детей-аутистов в среднем весит больше обычного и занимает больший объём, также повышена длина окружности головы. Клеточные и молекулярные причины происходящего на ранней стадии патологически избыточного роста неизвестны, неясно также, вызывает ли этот избыточный рост нервных систем характерные признаки аутизма.

III.   Подведение итогов семинара. Рефлексия.

Приложение 1  

Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой

Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры

Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму

Может не проявлять интерес к играм других детей

Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми

Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам

Не улыбается в ответ на улыбку

Не реагирует на свое имя

Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям

Избегают контакта «глаза-в-глаза»

Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)

Используют «управляемую руку» взрослого

Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться

Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем

Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)

Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси

Часто многократно взмахивает руками

Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается

Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу

Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы

Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами

Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь

Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости

Хождение на цыпочках

Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом

Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы

Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями

Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть

Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков

Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)

Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос

Может не переносить музыку

Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители

Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии

Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей

Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Может вырывать у себя волосы клочьями

Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)

Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)

Может кусать себя

Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи

У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток. Болевая чувствительность может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой.

 Приложение 2

Симптомы аутизма в поведении

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

2. Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

3. Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

4. Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой. 

5. Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

6. Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

7. Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

8.Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

9.Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом. 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика