Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями

   До недавнего времени дети с тяжелыми множественными нарушениями считались «необучаемыми», но с каждым годом специалисты и родители находят все больше возможностей и путей сделать их жизнь максимально самостоятельной.

 Особенности психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями определяют их образовательные потребности, к которым относятся: организация максимально раннего обучения, которое должно начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития; высокая степень индивидуализации воспитания и обучения ребенка; использование специфических методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; более дифференцированное, "пошаговое" обучение, формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации с детьми и взрослыми; формирование навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни; специальное обучение «переносу» сформированных умений в новые практические ситуации взаимодействия с действительностью; развитие самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни; обучение использованию специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения с детьми и взрослыми; адаптация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом особенностей; специальная организация взаимодействия с детьми и взрослыми, расширение круга общения, выход ребёнка за пределы семьи и учреждения образования.

  С чего начинать формирование навыков самообслуживания? К сожалению, информации по обучению и воспитанию таких детей недостаточно. Нарушения у каждого ребенка очень своеобразны и к каждому ребенку нужен индивидуальный подход:

 Ребенка необходимо «включить» в режим дня. Нужно приучать его к распорядку дня. Включаясь в режим дня, участвуя в режимных моментах, ребенок осваивает культурно-гигиенические умения и навыки самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

  Гигиеническая культура осваивается ребенком через формирование умений и навыков, таких как: уход за своим телом и своими вещами, культура приема пищи, аккуратное и бережное отношение к предметам, мебели, игрушкам, одежде, поддержание порядка. Дети очень долго усваивают новые знания, поэтому все упражнения должны быть последовательны, линейны. Необходимо использовать любые поощрения ребенка, даже если результат незначительный.

  Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребенку надо сориентироваться в окружающей обстановке, в положении своего тела и других предметов в пространстве, соотнести движение руки для взаимодействия с предметом, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Кроме того, взрослым необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы ребенку овладеть тем или иным навыком самообслуживания.

 Многим взрослым кажется – что может быть проще, чем съесть ложку супа? Однако для малыша это – сложный многоступенчатый процесс: взять ложку, зачерпнуть суп, отправить ложку в рот, пережевать еду. Чтобы помыть руки можно выделить 5 шагов: закатать рукава, включить воду, намылить руки, ополоснуть их и выключить воду и др.

Сначала необходимо выполнять все необходимые действия сопряженно (вместе) с ребенком. Далее предоставлять ребёнку самому только закончить задание, например, выключить воду (вместе с ребенком взяться за кран, и по команде «выключить воду»). Он смог это сделать и завершить весь процесс мытья рук! С каждым разом необходимо делать совместно меньше и меньше действий, чтоб сокращался разрыв между началом действия и его окончанием, пока не придете к тому, что ребенок сможет выполнить все шаги самостоятельно.

 Обучение навыкам самообслуживания может проходить: на специально организованных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях:

- определить точно навык, который надо формировать, проговаривать ребенку, что будем делать (например, сейчас мы будем мыть ручки);

- сообщить ребенку чего от него хотят («открой кран»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, четким, последовательным;

- указания произносить медленно и лишь в тот момент, когда ребенок смотрит на взрослого/ слышит его;

- разделить процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему собирается обучить ребенка.

- показать каждый шаг выполнения. Показ должен быть: четким, неторопливым, последовательным.

  Желательно повесить над раковиной алгоритм мытья рук в картинках, чтоб ребенок мог наглядно видеть, каждый шаг, который ему нужно выполнить, чтоб достичь результата.

 Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать определенную среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.

 При формировании гигиенических навыков в воспитательном процессе необходимо применять такие методы и приемы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. Нужно превратить мытье рук не в рутину, а в игру.

  Можно, к примеру, устраивать соревнование, у кого больше будет мыльной пены. При желании, можно помыть руки всем игрушкам и куклам, которые сидят возле раковины и др.

  После формирования положительного отношения к гигиеническому навыку в процессе дидактической игры можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов.

  Нужно стараться сформировать у ребенка следующие гигиенические умения:

- последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур: туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.;

- пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твердое) мыло, паста, салфетки, губка, полотенце, расческа, зеркало;

- правила хранения туалетных принадлежностей;

- умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом, знаком) в физиологических потребностях;

- пользование носовым платком (салфеткой);

- выражение благодарности за оказываемые виды помощи;

  При приеме пищи:

- обучение пользованию ложкой и вилкой (с учетом индивидуальных возможностей);

- узнавание и называние пищи, порядок и последовательность приема пищи;

- пользование чашкой для питья (двумя руками или одной);

- пользование соломинкой для питья (при ограничении движений рук, пальцев);

- опрятность приема пищи, пользование салфеткой. Умение выражать благодарность после приема пищи (знаком, жестом, речью);

  Также нужно учиться следить за своим внешним видом:

- распознавание одежды по их функциональному использованию на примерах схемы тела;

- порядок, последовательность одевания и раздевания;

- знание места хранения разных видов одежды;

- навыки обращения с пуговицами, липучками, шнурками и т.д.;

- выбор одежды по погоде, сезону;

- умение контролировать свой внешний вид с помощью зеркала, инструкций педагога.

  Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Вымой кукле руки» и.д.

Воспитатель Сморгонского ЦКРОиР    О.И.Кунявская

Использованные источники:

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / по ред. И. М. Бгажниковой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика