Гендерное воспитание детей с особенностями психофизического развития (в помощь педагогам)

    Человек существует только как мужчина или как женщина. Половая принадлежность определяет наше человеческое бытие, и реализуется в отношениях. Коммуникация между такими же, как он или отличными от него позволяет человеку наладить свою жизнь.

    Пол – понятие биологическое (определяет роль субъекта в процессе репродукции, физиологические особенности организма) и социальное (определяет личный социальный статус индивида, как мужчины и женщины).

    Следует отметить, что психосексуальное развитие человека начинается с момента его зарождения и продолжается до смерти. Оно включает в себя 7 периодов. В таблице приведены некоторые из них, касающиеся возраста от 0 до 17 лет.

Психофизическое развития в норме

Отклонения в психофизическом развитии

1. Пренатальный период (от зачатия до рождения).

Формирование пола на биологическом уровне

2. Парапубертатный период (0 – 6 лет)

а) Младенчество

образуется симбиотическое единство с матерью посредством удовлетворения физических и эмоциональных потребностей → ощущение покоя, расслабления, чувства благополучия;

формируется положительное физическое «Я» на уровне принятия своего собственного тела (нечто приятное).

затруднено установление симбиотических  отношений (частое пребывание в больнице)

 

собственное тело как нечто болезненное, неприятное (боли, спастика, сниженная  чувтсвительность)

 Мероприятия: изучение тела, границ собственного тела (телесно-ориентированная терапия,  стимулирующая личная гигиена, стимулирование движений, игр), называние различных частей тела.

б) Ранний детский дошкольный возраст (2 – 6 лет)

Период первой половой примерки – узнавание своего тела, вопросы об этом, откуда берутся дети (2-3 года);

осознание себя как индивидуальности, отграничение от других людей, понимание различия полов по внешним признакам, не различая поведения (3-4 года);

твердая идентификация себя с тем или иным полом, осознание половой роли (подражание поведению родителя), увеличение числа людей, с которыми ребенок контактирует (5-6 лет).

На этой стадии останавливаются люди с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью;

Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью отстают в развитии от сверстников на 2-3 года.

Мероприятия: формирование форм вежливости, форм обращения с различением близости и дистанции, стимулирование и формирование дружбы, начало полоролевого просвещения в зависимости от возраста и степени нарушений

3. Препубертатный период(7 – 12 лет)

Продолжается формирование стереотипа полоролевого поведения (вторая полоролевая «примерка»).

Разум начинает играть большую роль, срабатывают психологические аспекты в полоролевом развитии (телесный опыт касается активного движения, спорта, формирования интересов; дружбы с однополыми людьми на основе общих интересов).

На этой стадии находятся люди с умеренной и легкой интеллектуальной недостаточностью (в психическом и социальном плане).

Не могут самостоятельно принимать решения и относительно интересов, и относительно дружбы с другими людьми (в основном интерес к людям с такими же особенностями).

Мероприятия: создание и признание личной зоны ребенка (для уединения); установление правил и норм поведения (с обоснованием); продолжение просвещения; подготовка к телесным изменениям в период полового созревания.

4. Пубертатный период (12 – 16 лет)

Половое созревание;

Переживание своего физического «Я»;

Конфронтация с нормами и правилами;

Открытие внутреннего мира;

Подростковая гиперсексуальность;

Проигрывание вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола.

Половое созревание в телесном плане, конфронтация, гиперсексуальность, психические и социальные изменения либо не происходят, либо проявляются несколько позже (20 – 25 лет).

Мероприятия: помощь в преодолении физических изменений (уход за телом, обращение с ним); принятие желания самоопределения (одежда, музыка, оформление комнаты), предоставление возможности контктирования со сверстниками; создание перспектив, сознательного планирования жизни.

Материал подготовлен педагогом-психологом        И.С.Теляк

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика