Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

      Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры и бросает ему клубок. Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?», «Чего ты боишься?» и т.д. Тот, кто ловит клубок, обматывает нитку вокруг своего пальца, отвечает на вопрос, а затем задаёт свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается к ведущему. Все видит нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

    Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребёнку, то он берёт при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребёнку. В  результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Найди друга» (для детей с 5 лет)

    Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Рукавички» (для детей с 5 лет)

    Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар рукавичек с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички по помещению. Дети разбредаются по залу, отыскивая свою «пару», отходят вместе в уголок и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить одинаково рукавички.

     Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка... гусь» (для детей с 4 лет)

    Участники игры встают в круг. Ведущий — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает, «Утка, утка, утка...гусь». «Гусь» срывается с места, убегает в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

    Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Слова приветствия произносятся громко, отчётливо, а движения реверанса должны выполняться «не на бегу».

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

      Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон» (для детей с 5 лет)

     Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвост и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли.

«Рычи, лев, рычи»;

«Стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)

     Ведущий говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздаётся самое громкое рычание».

      «А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

      Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колёса работают чётко, в такт, каждый «вагон» слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» и все валятся на пол.

«Поварята» (для детей с 4 лет)

     Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). ведущий выкрикивает по-очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берёт за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получается вкусное красивое блюдо — просто объедение.

«Дотронься до...» (для детей с 5 лет)

      Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до...синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются, кто не успел — ведущий.

      Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Доброе животное» (для детей с 3 лет)

    Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, к дыханию соседей. «А теперь подышим вместе! Вдох — все делают шаг вперёд. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают два шага вперёд, выдох — все делают два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук — шаг вперёд, стук — шаг назад и т.д.».

«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)

    Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, то опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нём ошибки?

«Тень» (для детей с 5 лет)

   Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и чётко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Прогулка по ручью» (для детей с 5 лет)

      На полу мелом рисуется ручеёк, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встаёт в конец цепи.

«Передай мячик» (для детей с 4 лет)

       Сидя за столом, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав за спину руки, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.

Замечание: Усложнить правила можно, попросив детей закрыть глаза.

«Песенка по кругу» (для детей с 4 лет)

      Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детям песню. Затем по кругу каждый поёт свою строку. Последний куплет поют все хором.

«Подарки» (для детей с 4 лет)

     Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет придуманное, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что-то следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы никто не остался без подарка.

 

Игры и упражнения

на повышение уверенности в себе

«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)

      Необходимое количество играющих — 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка (или сеть). «Мышонок» - в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение:

1.      Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно «мышонку».

2.      Если взрослый замечает, что «мышонок» загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ноги и руки, пожалеем его».

«Качели» (для детей с 4 лет)

     В упражнении могут участвовать ребёнок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: плотно обнимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй ребёнок встаёт сзади, кладёт руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполняется упражнение 2-3 минуты. Затем участники меняются местами.

    Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать     глаза. Можно надеть на глаза повязку.

«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)

     До упражнения желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребёнку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребёнка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — ещё на более мелкие, помогите ребёнку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, подойдите к мусорному ведру и выкиньте бумажный ком туда, затем сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и его больше никогда не будет.

   Замечание: Повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребёнка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».

«Жмурки» (для детей с 4 лет)

     Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая весёлые звуки, «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только потом снимает повязку.

     Предупреждение:Следите, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что игра затянулась, поддайтесь водящему.

«Медвежонок» (для детей с 4 лет)

      Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно двигаются к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

 

Игры и упражнения

на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)

    Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушки, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племён» или «Вот тебе за...».

Замечание: Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)

    Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько её «почистить».

«Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет)

   Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем все участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку, ещё 3 минуты.

    Предупреждение: Следите, чтобы ударяя руками по подушкам, дети не       попадали очень часто по рукам соседей. Отдельные попадания полезны.

«Два барана» (для детей с 5 лет)

  «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки «бе-е-е».

     Замечание: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)

    Взрослый — тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает тигрят охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперёд тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперёд одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно крадётся к добыче. Сделав 5-6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапы, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич «Ха!». Тигрята делают всё это с ним одновременно.

«Час тишины и час «можно» (для детей с4 лет)

     Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.

      Замечание: Часы можно чередовать, а можно устраивать в разные дни, главное,    чтобы они стали привычными в семье.

«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)

      Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты — огурец», «Ты — редиска», «А ты — морковка», «Ты — тыква» и т.д.

      Замечание: Прежде, чем поругать ребёнка в повседневной жизни, назвать его       плохим словом, вспомните это упражнение.

«Нет! Да!» (для детей с 5 лет)

     Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат: «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и ещё громче кричат: «Нет! Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да!Да!, заглядывая друг другу в глаза.

Методы саморегуляции

 и снятия психоэмоционального напряжения у детей

«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет)

    Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

«Врасти в землю» (для детей с 5 лет)

     Ребёнку говорят: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Ты — лев» (для детей с 5 лет)

   Ребёнку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного, мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)

    Ребёнку говорят: «Сядь свободно. Вытяни вперёд руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» 10 раз в одну сторону и 10 — в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!». Потряси ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!».

     Предостережение: Взрослый следит за правильностью нахождения жизненно важных точек и за силой надавливания на эти точки.

«Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет)

      Ребёнку говорят: «Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!».

«Замри» (для детей с 5 лет)

     Ребёнку говорят: «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет)

     Ребёнку говорят: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть; затем погладь голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Материал подготовлен 

педагогом-психологом Сморгонского ЦКРОиР  И.С.Теляк

учителем-дефектологом Сморгонского ЦКРОиР Н.М. Малько

Использованные источники:

1. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб : Речь, 2007.

2. Лютова, Е. К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М. : Генезис, 2000.

3. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимоотношения с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб : Речь, 2007.

4. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры :. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. – М. : АРКТИ, 1999

5. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение : Владос, 1995.

6. Шорохова, О. А. Играем в сказку / О. А. Шорохова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.

7. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие / К. Фопель. – М. : Генезис, 1998.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика