Игры с малышами в период адаптации в дошкольном учреждении

Игры с детьми

в период адаптации к условиям дошкольной группы ЦКРОиР

  Изменения, которые обрушиваются на ребенка с особенностями в развитии при поступлении в группу ЦКРОиР, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса – радость. Поэтому в адаптационный период в группе необходимо создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в новое для него окружение.

 На первом этапе желательно использовать индивидуальные игры с ребёнком, вовлекая в них маму. Присутствие мамы облегчает душевное состояние малыша.

  В игре «Разговор с игрушкой» мама помогает ребенку выразить свое эмоциональное состояние, переживания по поводу пребывания в детском саду.

  Ход игры: мама надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Мама прикасается своей игрушкой к игрушке ребенка, гладит ее, щекочет, при этом спрашивает: «С кем, мой зайчик, подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли?». Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок даст вам понять, скажет или покажет, что же его тревожит.

  Помогает в адаптации малыша и игрушечная «Коробочка радостей». Такая коробочка поднимает настроение робким и застенчивым детям. Родители дома с ребенком в такую «радостную коробочку» складывают небольшие вещи, которые любит их ребенок, и приносят ее в группу. Ребенок в любую минуту может взять эту коробочку, потрогать ее содержимое и почувствовать себя дома.

 Достаточно эффективны подвижные игры в паре с мамой. Они регулируют процессы возбуждения и торможения, снижают уровень тревожности.

  Игра «Бабочки на весеннем лугу» помогает справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества. Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! И маму, спрятавшуюся за прозрачным шарфом, он отыщет гораздо быстрее. Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек.

  Способствует привыканию к группе игра ребенка с мамой и куклой. Игра побуждает к рефлексии позитивных родительских чувств, вызывает положительное отношение к пребыванию в группе.

  Ход игры: мама приносит в группу ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), просит показать, где у куклы голова, ноги, живот и т. д. Предлагает причесать ее, умыть, накормить.

  Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками. Первые такие игры, конечно же, проводятся совместно с мамами, потому что только мамы помогут адаптировать ребенка к пребыванию в коллективе. Поэтому именно мама предлагает ребенку игру «Кто в кулачке?». Мама раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)

   По мере привыкания ребенка к воспитателю, можно начинать игры в паре с педагогом.

  Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослым, окружающим его. Для развития навыков общения и установления контакта ребенка и педагога можно провести игру «Иди ко мне». Отойти от ребенка на несколько шагов и поманить его к себе ласково: «Иди ко мне, мой хороший. Когда ребенок подходит, нужно его обнять со словами: «Пришел ко мне мой хороший, Дима мой любимый!». Если ребенок не может ходить, то должен протянуть руки или хотя бы улыбнуться.

  Чтобы расслабить ребенка очень подходит игра «Хоровод».

  Ход игры: держать малыша за руки (или на руках) и ходить по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

  С этой же целью можно провести игру «Покружимся». Но в игру включить двух игрушечных мишек.

  Ход игры: воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает второго мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Если ребенок не может двигаться сам, воспитатель вместе с игрушкой берет малыша на руки, либо кружит вместе с коляской.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро, быстро покружусь,

Тихо, тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю. Повалюсь.

  Уже давно замечено, что большое удовольствие получают дети от игр с водой.

  Ход игры: дети опускают в теплую воду игрушки и предметы, играют с ними. Воспитатель предлагает несложные задания: собрать шарики, взять в одну руку мячик, а в другую кубик, положить на ладошку уточку. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

  Особой любовью пользуются у детей игры с песком. Песок помогает расслабиться, вызывает приятные тактильные ощущения. Если создать в группе свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой), то по нему пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик.

  Развеселить плачущего ребенка, успокоить слишком расшалившегося, переключить внимание поможет забава с «глазком». Дать ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Прогуливаясь по группе или участку, можно через этот «глазок» исследовать все, что угодно.

  Игры подбираются таким образом, чтобы они помогали расслабиться рассерженному агрессивному ребенку, и в то же время ободряли робкого. Этих противоположных целей помогает достигнуть игра «Покатаемся на лошадке».

  Ход игры: Сажаем ребенка на лошадку и просим говорить «Но-о-о!» тихо, громко.

  Для достижения тех же целей, что и в предыдущей игре, можно поиграть с ребенком в «Мяч».

 Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!». После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его. Если ребенок не умеет или не может прыгать, можно поиграть, посадив малыша на колени.

  После того, как дети поиграли в паре с мамой, наладили доверительные отношения с воспитателем, нужно заложить основы общения ребенка со взрослыми и сверстниками одновременно. То есть, организовывать игры малыми группами.

 Пример такой игры«Пришел Петрушка». Задача установление эмоционального контакта воспитателя с детьми.

  Ход игры: в группу приходит Петрушка. Здоровается с детьми, рассказывает о себе. После того, как дети рассмотрят игрушку, Петрушка раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

  Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, заботливого, улыбчивого человека.

 Чтобы научить детей взаимодействовать, создать положительный эмоциональный климат в группе, хорошо поиграть в «Поезд». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего, двигаются в разных направлениях, останавливаются по команде.

  Игра «Солнышко и дождик» улучшает психофизическое самочувствие малышей посредством радостных, эмоциональных переживаний.

  Ход игры: дети присаживаются на стульчики. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик!» – бегут на свои места и присаживаются на стулья.

  Наша задача научить детей не просто играть, а играть рядом и вместе. В игре «Хоровод с куклой» настраиваем детей на позитивное сотрудничество.

   Ход игры: в группу приходит новая кукла. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Кукла предлагает потанцевать. Игру надо сопровождать улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 Игры на сплочение коллектива также занимают особое место в адаптационный период.

 Игра «Передай колокольчик» формирует у детей предпосылки к общению, учит обращаться друг к другу по имени.

 Ход игры: дети стоят полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». «Маша, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего ребенка, называя его по имени. Дети, которые не могут произносить имена, пользуются указательным жестом.

  Игра «Мяч в кругу» улучшает психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний; воспитывает активно-положительное, учит играть рядом, развивает моторику, глазомер.

  Ход игры: дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу

  Помогают адаптироваться к условиям группы такие игры, как «Пускание мыльных пузырей», «Солнечные зайчики».

  В период адаптации также необходимо давать ребенку внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, чем хочу, сколько хочу). Для этого необходимо создать в группе условия для самостоятельных игр: предложить малышам куклы, машинки, мячи и другие игрушки.

Воспитатель дошкольного образования                   В.П.Борошная

По материалам сайта http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-igry-s-detmi-v-period-adaptaci-rebenka-k-detskomu-sadu.html

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика