Комплекс игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников с ТМН

    Комплекс игр направлен на формирование и развитие коммуникативных умений у дошкольников с тяжёлыми множественными нарушениями. Может использоваться в работе с детьми раннего возраста, с воспитанниками групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп учителями-дефектологами, педагогами-психологами, воспитателями, а также родителями в домашних условиях.

«Ладушки»

Задачи: обучать умению подражать действиям взрослого, выполнять действия кистями рук в соответствии с текстом потешки; устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

Игровое задание: «Поиграем с ручками».

Игровые действия: выполнение действий кистями рук в соответствии с речью взрослого.

Материал для игры: не требуется.

Ход игры: взрослый предлагает «поиграть в ладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:

Ладушки, ладушки! (пальчики ребенка выпрямляются на ладони взрослого)

Где были? У бабушки! (соединяем ручки ребенка ладошка к ладошке)

Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)

Что пили? Бражку! (действие повторяется)

Кыш, полетели, на головку сели! (малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь).

«Ку-ку»

Задачи: формировать представления о неизменности существования спрятанного объекта, развивать произвольное внимание.

Игровое задание: «К нам пришел Петрушка – веселая игрушка! Ой, Петрушка спрятался! Угадайте, где же он появится?»

Игровые действия: ожидание появления игрушки из-за экрана.

Материал для игры: кукла Петрушка или другая игрушка.

Ход игры: педагог сажает детей напротив ширмы, а сам садится за нее. Медленно из-за ширмы появляется Петрушка и говорит «Поиграем с губками»: «Ку-ку». Педагог вместе с детьми радуется появлению игрушки. Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем педагог снова прячет ее за ширму. Игра повторяется несколько раз. Усложняя игру, Петрушка может появляться в разных местах ширмы (не только сверху, но и снизу, справа, слева).

«Поймай зайчика»

Задачи: содействовать сосредоточению взгляда на зрительном раздражителе, перемещающемся в поле зрения ребенка; развивать двигательную активность.

Игровое задание: «Где зайчик? Поймай зайчика! Вот так».

Игровые действия: ловля «солнечного зайчика».

Материал для игры: карманное зеркальце.

Ход игры: взрослый направляет зеркальце таким образом, чтобы на стене появился «солнечный зайчик». Предлагает ребенку поймать зайчика, продемонстрировав это действие.

«Попрыгаем»

Задачи: обучать умению различать и адекватно реагировать на положительно окрашенную интонацию голоса педагога; активизировать коммуникативные сигналы, свидетельствующие о желании ребенка продолжить выполнение приятных ему действий.

Игровое задание: «Попрыгаем на мячике!»; «Хочешь еще попрыгать?»

Игровые действия: пружинящие прыжки на мяче.

Материал для игры: гимнастический мяч.

Ход игры: Ребенок усаживается на мяч. Педагог помогает ему попружинить с мячом, приговаривая:

Две весёлые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки.

А потом кружились

И в речку свалились.

Затем легонечко «тормошит» ребенка. После этого уточняет: «Попрыгаем еще?», добиваясь от ребенка любых коммуникативных сигналов в ответ.

«Погремушка, погремушка, дзинь!»

Задачи: стимулировать интерес к игрушке и к частям собственного тела в рамках ситуативного общения со взрослым.

Игровое задание: «Позвеним погремушкой!»

Игровые действия: потряхивание погремушкой.

Материал для игры: погремушка.

Ход игры: ребенок усаживается на колени взрослому. В руку ребенка дается любимая погремушка. Взрослый берет руку ребенка в свою и, потряхивая ею, произносит: «Погремушка, погремушка, погремушка, дзинь!» На слове «дзинь» мягко нажимает на нос ребенка.

«Похлопаем в ладоши»

Задачи: стимулировать подражательную деятельность; формировать положительное отношение к выполнению совместных действий.

Игровое задание: «Похлопаем в ладоши вместе!»

Игровые действия: хлопанье в ладоши.

Материал для игры: не требуется.

Ход игры: взрослый хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие.

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним. Если ребенок не воспроизводит движение, взрослый берет его ладоши в свои и совершает ими хлопки (выполняет совместные действия).

«Перед зеркальцем стою…»

Задачи: формировать умение узнавать себя в зеркале, показывать на себя, повторять действия за взрослым.

Игровое задание: «Посмотри в зеркало. Кто там? Покажи: я (жест). А теперь поклонись. Вот так. Улыбнись. Помаши ручкой, попрощайся».

Игровые действия: выполнение заданных движений, показ на себя с помощью жеста «Я», улыбка в ответ на просьбу взрослого.

Материал для игры: зеркало в рост ребенка.

Ход игры: ребенок становится перед зеркалом, педагог находится рядом с ним. Ребенок узнает и показывает себя в зеркале в ответ на просьбу взрослого. Затем воспроизводит действия, показанные педагогом.

«Поиграем с губками»

Задачи: активизировать движения артикуляционных органов, обучать имитации звукоподражаний (из одинаковых слогов).

Игровое задание: «Поговори со мной!»

Игровые действия: Имитация звукоподражаний на основе пассивных движений губ.

Материал для игры: не требуется.

Ход игры: педагог размещает ребенка у себя на коленях. Играет с губками ребенка: нажимает на подбородок, опускает нижнюю челюсть ребенка и возвращает ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получался легкий хлопок. При этом взрослый пропевает следующие слоги: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», стимулируя ребенка к повторению этих слогов.

«Где же глазки, носик, щечки?»

Задачи: обучать умению фиксировать внимание на себе; стимулировать интерес к частям собственного лица.

Игровое задание: «Покажем глазки? Вот глазки! Покажем носик? Вот носик! Где ротик? Это ротик! Где ушки? Тут ушки! Потрогаем щечки!»

Игровые действия: ощупывание лица в ходе совместных действий со взрослым.

Материал для игры: не требуется.

Ход игры: взрослый берет одну из ручек ребенка за локоть, поднимает ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь до нее дотронулась. Проводит ручкой малыша вдоль всего его лица. При этом пальчики ребенка расправляются, и он начинает ощупывать свое лицо. Проводя его рукой по лицу, взрослый называет те части лица, до которых ребенок дотрагивается.

«Топни ножкой!»

Задачи: обучать умению практически определять функциональное назначение частей тела; установление эмоционального контакта со взрослым.

Игровое задание: «Топни ножкой!»

Игровые действия: топанье ножкой.

Материал для игры: не требуется.

Ход игры: педагог показывает ребенку, как нужно топнуть ножкой, и проговаривает потешку:

Маша, Маша маленькая,

Машенька удаленькая,

Топни, Маша, ножкой, топ-топ-топ!

Педагог просит повторить действие. Если ребенок не может сделать это самостоятельно, взрослый действует вместе с ним.

«Кто под платочком?»

Задачи: развивать умение понимать поисковые вопросы педагога в отношении самого ребенка и других детей, действовать по инструкции взрослого; воспитывать желание играть друг с другом.

Игровое задание: «Поиграем с платочками. Набросим платочки на головы.

Спрятались под платочками. Вот так. Где же наши дети? Где Петя? Вот Петя! Где Маша? Вот Маша!»

Игровые действия: набрасывание платочка, отыскивание названных детей.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: дети становятся полукругом перед взрослым. Взрослый гладит детей по головкам, смотрит в глаза, улыбается, ласково говорит: «Будем сейчас играть. Вот какие красивые платки! Поиграйте с ними». Взрослый накрывает головы детей платочками и произносит: «Спрячьтесь под платочками. Вот так, спрятались. Найдите Машу!» Затем взрослый помогает детям отыскивать товарищей. Восклицает: «Вот Маша!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди названного ребенка, поглаживая его по голове, акцентируя его внимание на самом себе. Игра повторяется несколько раз.

«Бабушкин клубочек»

Задачи: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Игровое задание: «Лови, Денис, клубочек!»

Игровые действия: ловля клубочка.

Оборудование: клубок ниток.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Денису. Лови, Денис, клубочек!».

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: "Вот, Денис поймал клубочек!», и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой детей, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наш Максим поймал клубочек!» Игру можно повторить несколько раз.

«Себе улыбаемся»

Задачи: закреплять умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение.

Игровое задание: «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды, чисто умываемся - вот так! Себе улыбаемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись».

Игровые действия: улыбка в ответ на собственное отражение в зеркале.

Оборудование: игра проводится в умывальной комнате.

Ход игры: во время умывания ребенка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды, чисто умываемся - вот так! Себе улыбаемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись».

«Вот я!»

Задачи: учить ребенка выделять себя, понимать/употреблять личное местоимение «я», подражать действиям взрослого.

Игровое задание: «Сейчас я спрячусь. Вот так. Я спряталась. А теперь вы спрячьтесь, как я».

Игровые действия: прятанье за стульчиком.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, - говорит он и присаживается за спинкой стула. -Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2-3 раза.

Игру можно проводить, используя шляпу.

«Это моё!»

Задачи: учить ребенка выделять себя, понимать смысл местоимения «моё», «твоё», подражать действиям взрослого.

Игровое задание: «Чья это кофта?»  («Чей платок?», «Чей шарф?», «Чья шапка?»

Игровые действия: узнавание собственных вещей, показ на себя с помощью жеста.

Оборудование: одежда детей.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и показать: «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Дениса. Денис, это твоя кофта, твоя!» Важно научить ребенка показывать на себя жестом.

«Чья игрушка?»

Задачи: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, указывать на себя жестом.

Игровое задание: «Чья это игрушка?»

Игровые действия: узнавание собственной игрушки, забирание ее у взрослого.

Оборудование: разные сюжетные игрушки, по одной на каждого ребенка.

Ход игры: взрослый сообщает детям, что принес им большую корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и каждому помогает начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребенок должен узнать ее и взять у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки, взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети играют с игрушками. Взрослый вновь предупреждает, что скоро соберет игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.

По мере освоения игры взрослый спрашивает у детей, как называется игрушка (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.), задавая вопросы: «Это мяч? Где кукла? Что это? Чей кубик?»

«Вместе пляшем»

Задачи: учить ребенка откликаться на свое имя, подражать действиям взрослого, выполняя имитационные действия.

Игровое задание: «Попляши с платочком!»

Игровые действия: пляска с платочком.

Оборудование: разноцветные платочки.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, взрослый напевает песенку:

- Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!

Затем взрослый поочередно вызывает к себе каждого ребенка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом в первой строчке песенки поется иначе - называется имя пляшущего ребенка).

- Вот как Маша, Маша пляшет и платочком деткам машет!

Ей весело, весело, очень даже весело!

B конце пляски взрослый обязательно хвалит каждого ребенка. В заключение игры взрослый всем детям раздает платочки и приглашает их вместе «поплясать»:

Вот как детки наши пляшут, и платочками все машут!

Дима пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Денис пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре).

- Весело, весело, очень даже весело!

Эту игру можно проводить с бубенчиками, погремушками.

«Паровозик»

Задачи: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Игровое задание: «Ты будешь вагончиком, Дима. Иди ко мне. Становись за мной. Держи меня за пояс, вот так. Теперь, Денис, иди сюда. Встань за Димой. Держи его за пояс».

Игровые действия: имитирование передвижения поезда.

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Дима, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Максим, сделай руки так, как Дима» и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

«Передай мяч»

Задачи: учить ребенка взаимодействовать со сверстниками, запоминать имена других детей.

Игровое задание: «Возьми мяч. Передай мяч Маше (Диме)».

Игровые действия: удерживание и передача мяча.

Оборудование: большой легкий мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает им, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, передавая ему мяч («На!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Я – ты»

Задачи: закреплять умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Игровое задание: «Кто в зеркале? Покажи Диму. Где Дима?»

Игровые действия: указание на другого ребенка и на себя с помощью указательного жеста.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Дима. А это Денис. Где Дима? Вот Дима! Где Денис? Вот Денис! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Где Дима? А где Денис?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его указать на  рядом стоящего сверстника). «Да, это Денис. Да, это Дима». Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя («я»), затем на сверстника («ты»).

Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.

«Ласковый ребенок»

Задачи: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным способам взаимодействия с партнером.

Игровое задание: «Иди ко мне. Обними Антона. Посмотри Антону в глазки. Улыбнись».

Игровые действия: Прикосновение (обнимание) другого ребенка, взгляд в глаза, улыбка.

Оборудование: не требуется.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед педагогом. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, смотреть ему в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Максим, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите, детки, как я обнимаю Максима, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. Взрослый подчеркивает, оценивает действия ребенка: «Максим обнял Антона, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Максим, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает других детей и игра повторяется. Игра может проводиться с куклой.

«Дом»

Задачи: учить ребенка запоминать имена сверстников, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Игровое задание: «Сделаем домик из ручек. Обхвати ручками Сашу. Вот так».

Игровые действия: обхватывание руками партнера по игре.

Оборудование: не требуется.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками партнера, чтобы он оказался в «домике», произносит потешку:

Сашу крепко обхвачу

Никуда не отпущу,

Посмотри на дом большой,

Будем жить мы в нем с тобой.

Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? - Антон с тобой будет жить в доме! Вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.

«Вместе играем»

Задачи: учить детей взаимодействию с партнером.

Игровое задание: «Катайте шарик. Возите паровозик. Нагружайте кубики в машину. Возите кубики в машине».

Игровые действия: прокатывание шарика, передвижение паровозика, погрузка и перевозка кубиков в машине.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик - вагончик, машинка - кубики).

Ход игры: взрослый раздает игрушки детям, расставляет детей парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением каждой игрушки.

В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем и во что играл, называя каждого ребенка по имени: «Маша играла с Димой - катали шарик, Денис играл с Антоном - возили паровозик, Максим играл с Сашей - нагружали и возили кубики в машине».

«Передай игрушку»

Задачи: учить детей взаимодействию с партнером, подражанию действиям взрослого.

Игровое задание: «Возьми игрушку; передай игрушку. Поиграй с игрушкой».

Игровые действия: захват (принятие) игрушки, передача игрушки партнёрам по игре, выполнение адекватных функциональных действий с игрушкой.

Оборудование: игрушки (погремушка - колокольчик, воздушный шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка и др.)

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из игрушек, как ее нужно держать и передавать друг другу. Когда игрушка возвращается ко взрослому, он показывает, как можно с ней играть, и предлагает каждому ребенку повторить это действие.

«Уложим мишку спать»

Задачи: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Игровое задание: «Посмотри, что мишка умеет делать. Мишка топает. Мишка пляшет. Мишка катается в машине. Приласкаем мишку. Уложим мишку в кроватку. Накроем мишку одеялом. Споём мишке песенку».

Игровые действия: наблюдение за действиями мишки, прижимание к себе, поглаживание, укачивание.

Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка, машинка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает её: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай».

Игру можно повторить, предоставив ребёнку больше самостоятельности.

«Угостим кукол чаем»

Задачи: расширять словарный запас за счёт существительных, обозначающих предметы посуды, познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Игровое задание: «Угостим кукол чаем. Расставим чашки. Расставим блюдца. Налей чай в чашки. Напои чаем гостей».

Игровые действия: сервировка стола (расставление чашек и блюдец, раскладывание ложек, «наливание» чая из чайника).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: педагог говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей».

Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

«Кукла идет на прогулку»

Задачи: формирование у ребенка представлений об одежде, умений выполнять предметно-игровые действия.

Игровое задание: «На улице холодно. Поможем кукле одеться».

Игровые действия: нахождение одежды, выполнение с ней адекватных действий.

Оборудование: кукла, набор кукольной одежды.

Ход игры: педагог говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает её ребёнку, медленно приговаривая: «Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнём пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки. Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять». В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребёнку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

«Дорожка для зайчиков»

Задачи: вызывать интерес ребенка к конструктору и к строительным играм, к совместным действиям со взрослым (другими детьми).

Игровое задание: «Погрузи в машину кирпичики. Вези кирпичики к домику зайчика. Построим дорожку для зайчика»

Игровые действия: погрузка кирпичиков в машину, подвоз их к домику зайчика, последовательное выкладывание кирпичиков.

Оборудование: кирпичики из детского конструктора, машина, домик, зайчик.

Ход игры: педагог сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика - он пойдет к другому зайке в гости. Предлагается нагрузить машину кирпичиками и подвезти ее к домику зайчика: «Давай построим дорожку для зайчиков».

Взрослый показывает ребенку, как нужно выкладывать кирпичики друг за другом. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый повторяет действия и побуждает его действовать так же.

При затруднении предлагает ребенку действовать по показу. Затем дорожка обыгрывается - зайчик идет по дорожке в гости.

«Выбери игрушку»

Задачи: учить детей выбирать желаемую игрушку среди других предметов, действовать с ней.

Игровое задание: «Какую игрушку хочешь взять? Возьми игрушку. Поиграй»

Игровые действия: рассматривание предметов, выбор игрушки.

Оборудование: игрушки, одежда, посуда и др.

Ход игры: взрослый предлагает детям выбрать среди различных предметов игрушку, с которой можно поиграть. Каждый ребенок подходить к столу, называет игрушку и показывает игровое действие с ней. При этом взрослый комментирует: «Молодец, Антон! Ты выбрал матрешку, с ней играют, это игрушка!»

«Самолётик – самолёт»

Задачи: учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.

Игровое задание: «Превратимся в самолёт. Самолёт летает вот так. Делай, как я»».

Игровые действия: имитация полёта самолёта.

Ход игры: педагог показывает детям, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны, ладонями вверх, поднимает руки вверх – вдох, делает поворот в сторону. Произносит «ж-ж-ж», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Затем взрослый побуждает детей подражать его движениям, читает стишок:

Самолётик - самолёт (разводит руки в стороны)

Отправляется в полёт (ладонями вверх, - вдох)

Жу, жу, жу, (делает повороты вправо),

Жу, жу, жу, (влево - выдох)

Постою и отдохну (встаёт прямо, опустив руки).

«Шумит лес»

Задачи: учить ребёнка выполнять действия по подражанию взрослому. Игровое задание: «Посмотри в окошко. Там ветер. Деревья качаются. Ветки колышутся вот так. Возьми палочки с ленточками - это листочки, а твои ручки - это веточки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся - вот так, как деревья за окном».

Игровые действия: поднимание рук вверх, покачивание.

Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20-30 см.).

Ход игры: взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышутся от ветра ветки.

Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточками - это листочки, а твои ручки - это веточки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся - вот так, как деревья за окном». Взрослый читает стишок:

Дует ветер, задувает, наши веточки качает,

Вот как, вот как наши веточки качает.

Дует ветер, задувает! У-У! У-У!

«Поймай меня»

Задачи: формировать умение действовать по словесной инструкции взрослого, развивать ориентировку на звуки (музыкальные).

Игровое задание: «Позвени колокольчиком. Где я? Поймай меня».

Игровые действия: убегание от взрослого, звеня колокольчиком; «ловля» взрослого.

Оборудование: платок, колокольчик.

Ход игры: педагог показывает ребёнку колокольчик и то, как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ребёнку звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша: «Где колокольчик, где же малыш?». Поймав, педагог говорит: «Вот малыш! Я услышала звон колокольчика». Далее завязывает глаза ребёнку и просит его поймать взрослого.

«Кто играет?»

Задачи: учить ребенка дифференцировать звуки музыкальных инструментов.

Игровое задание: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (бьет в барабан). А это - лисичка. Она любит играть на металлофоне (извлекается звук). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка».

Игровые действия: угадывание игрушечных животных, издающих звуки.

Оборудование: игрушки (заяц, лиса, барабан, металлофон).

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушки - зайца и барабан, демонстрирует, как звучит барабан: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (бьет в барабан). А это - лисичка. Она любит играть на металлофоне (извлекается звук). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Взрослый закрывает экраном игрушки, извлекает звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.

«Угадай, кто в домике живёт?»

Задачи: учить ребёнка дифференцировать звукоподражания, пользоваться указательным жестом для передачи информации.

Игровое задание: «Угадай, кто живёт в этом домике?»

Игровые действия: имитация звукоподражаний, показ заданного объекта с помощью указательного жеста.

Оборудование: два домика, собачка и кошечка.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так - гав-гав. Она живет в этом домике (сажает собачку в один из домиков) - А это кошечка. Она умеет мяукать - мяу-мяу. Она живёт в другом домике. Теперь угадай, кто живёт в этом домике?» Взрослый произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».

«Кто как кричит?»

Задачи: учить ребёнка дифференцировать звукоподражания.

Игровое задание: «Давай играть: ты будешь по голосу узнавать, кто это».

Игровые действия: нахождение картинки, соответствующей звукоподражанию.

Оборудование: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).

Ход игры: педагог поочерёдно раскладывает перед ребёнком картинки, сопровождая показ соответствующим изображению звукоподражанием. Затем говорит: «Давай играть: ты будешь по голосу узнавать, кто это». Взрослый произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.

«Сделаем дорожку»

Задачи: знакомить ребенка с песком, формировать интерес к играм с песком.

Игровое задание: «Поиграем с песком. Насыпь песок в ведёрко. Построим дорожку для машины из песка».

Игровые действия: заполнение ведёрка песком, высыпание его; построение дорожки для машины.

Оборудование: совок, ведерко, машина.

Ход игры: в солнечную погоду педагог организует игры с ребёнком в песочнице, показывает, что песок можно копать, набирать в ведёрко, строить из него башни. Затем педагог даёт ребёнку совок и предлагает насыпать песок в ведро, после чего они высыпают песок из ведра, строят дорожку для машины.

«Позови Петрушку»

Задачи: формировать интерес ребёнка к звукам речи, активизировать речь ребёнка.

Игровое задание: «Позови Петрушку».

Игровые действия: подзывание Петрушки с помощью жестов, мимики.

Оборудование: игрушка би-ба-бо (Петрушка), экран.

Ход игры: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, его надо позвать: «Петрушка, иди к нам!» (иди - жест)Появляется Петрушка, говорит: «Привет, (называется имя ребёнка)!» Петрушка опять прячется, взрослый предлагает ребёнку снова его позвать: «Иди к нам!» Петрушка появляется, гладит ребёнка, протягивает ему руку, говорит (изменяя тембр голоса): «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!» Петрушка опять прячется, игра повторяется несколько раз.

«Дружная семейка»

Задачи: формировать у ребёнка интерес к речи, учить его произносить слова по подражанию.

Игровое задание:

Оборудование: набор матрёшек (папа, мама, сын, дочка).

Ход игры: взрослый показывает первую матрёшку – папу и называет её: «Это – папа. А где же мама?». Позовем маму: «Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрёшку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!». Показывает новую матрёшку-сыночка. «А ещё кто есть? Дочка. Вот дочка. Её зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребёнок ставит каждую матрёшку на отдельный стульчик у стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет «угощение» и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!» Педагог обобщает в конце игры: «Вот какая дружная семья!»

«Дружная семья»

Задачи: формировать у ребёнка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Игровое задание: «Покажи, с кем ты живёшь»

Игровые действия: показ поочередно всех членов семьи.

Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.

Ход игры: педагог надевает себе на палец вязаный напальчник и говорит: «Вот папа. Здравствуй, Маша. Я – папа» и т.д. После того, как напальчники будут надеты, взрослый предлагает ребенку показать по очереди всех членов семьи. Игра проводится несколько раз.

«Кто в домике живёт?»

Задачи: формировать у ребёнка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Игровое задание: «Спроси, кто в домике живёт»

Игровые действия: повторение звукоподражаний.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушата, петушок.

Ход игры: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом живет зверушка: «В этом домике живет лягушка, она квакает – ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит – пи-пи, в этом домике живет петушок, он кричит – ку-ка-ре-ку». Затем взрослый предлагает ребенку постучаться в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?». Взрослый говорит: «Там лягушка живёт, она квакает», предлагает ребенку повторить – ква-ква и т.д.

«Мишка топает»

Задачи: формировать интерес к речевым звукам и учить ребенка произносить слова по подражанию.

Игровое задание: «Поиграем?! Скажи, кто это».

Игровые действия: произнесение трехбуквенных сочетаний

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку мишку. Говорит: «Давай играть: ты будешь по голосу узнавать, кто это». И снова показывает, как мишка ходит, просит ребёнка повторить движения и произнести слова – топ, топ, топ.

«Дай игрушку»

Задачи: формировать интерес к речевым звукам, учить ребёнка произносить слова по подражанию.

Игровое задание: «Это юла. Хочешь поиграть? Поиграй с ней. Как гудит юла?».

 Игровые действия: выполнение адекватных действий с игрушками.

Оборудование: игрушки – юла, пирамидка, заводная обезьянка.

Ход игры: взрослый показывает игрушки по очереди и обыгрывает их. Например: «Вот, юла, она крутится, гудит и сверкает. Хочешь с ней поиграть? Попроси у меня: «Дай юлу!». Затем обыгрываются другие игрушки и активизируется речь ребенка.

«Кукла Катя»

Задачи: учить ребенка произносить слова по подражанию, формировать понимание слов, обозначающие действия (глаголы).

Игровое задание: «Кукла Катя хочет пить. Дай ей чаю»

Игровые действия: выполнение действий с куклой (питьё, выгуливание, укладывание спать.

Оборудование: кукла, кукольные постель, коляска, посуда.

Ход игры: взрослый показывает куклу и говорит: «К нам пришла кукла Катя в гости. Она хочет пить. Посади куклу на стул, дай ей пить. Скажи «Пей, Катя!». Катя хочет гулять. Посади ее в коляску, скажи «Сиди, Катя!». Катя хочет спать. Положи ее в постель – спи, Катя! Спой ей песенку: «Баю-бай, а-а-а, засыпай, Катя! Катя спит»

«Лото»

Задачи: расширять пассивный словарь ребёнка.

Игровое задание: «Найди такую же картинку»

Игровые действия: нахождение (показ) парной картинки.

Оборудование: парные картинки.

Ход игры: взрослый раздаёт карточки себе и ребёнку. Показывает одну из пары картинок, просит ребёнка показать такую же.

«Поймай воздушный шарик»

Задачи: вызывать у ребёнка интерес к совместным играм со сверстниками.

Игровое задание: «Поиграй с шариком. Поймай шарик за ленточку. Подбрось шарик вверх».

Игровые действия: ловля шарика за ленточку, подбрасывание шарика вверх.

Оборудование: воздушные шарики, ленточки.

Ход игры: взрослый достаёт воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:

Ловим мы воздушный шарик

Он упругий и цветной.

Мы за ленточку потянем

И подбросим высоко!

«Позвони по телефону»

Задачи: развивать у ребенка интерес к общению со сверстниками, формировать умение соблюдать очередность в играх.

Игровое задание: «Позвони маме!»

Игровые действия: прокручивание диска телефона,

Оборудование: два детских телефона с дисками.

Ход игры: взрослый предлагает детям позвонить своим мамам по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: «Алло! Алло! Мама, это я –Маша».

«Домики для зверюшек»

Задачи: формировать у ребёнка умение выполнять предметно-игровые действия со сверстниками.

Игровое задание: «Грузи кирпичики на машину. Построй домик».

Игровые действия: погрузка строительного материала на машинку, построение домиков.

Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушки-зверушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на зверушек, которым надо построить домики. Предлагает детям нагрузить машину строительным материалом и отвезти его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ёжика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в гости.

«Теремок»

Задачи: закреплять интерес к коллективным играм с конструктором.

Игровое задание: «Построй домик для зверушек»

Игровые действия: построение домика, дальнейшее обыгрывание.

Оборудование: напольный деревянный конструктор, куклы театра «Бибабо» для сказки «Теремок».

Ход игры: дети знакомы с содержанием сказки «Теремок». Взрослый побуждает детей построить теремок для зверушек, выбирает строительный материал и показывает детям, как строить теремок. Далее предлагает детям самостоятельно брать формы, при этом взрослый совместно с детьми выкладывает постройку, организовывает их деятельность.

После постройки теремка дети обыгрывают его.

«Веселый бубен»

Задачи: учить ребенка действовать с бубном, подражая взрослому, развивать чувство музыкального ритма.

Игровое задание: «Делай, как я»

Игровые действия: прослушивание песенки, выполнение ритмичных ударов по бубну.

Оборудование: два бубна среднего размера.

Ход игры: взрослый садится на пол, сажает малыша напротив. Берет бубен. Держа его вертикально, протянув малышу, напевает веселую песенку, выполняя ритмичные удары по бубну ладонью, побуждая ребенка подражать:

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ой, лю-ли, у ворот!

Ой, лю-ли, у ворот!

Муха песенку поёт,

Муха песенку поёт.

Ой, лю-ли, вот поёт!

Ой, лю-ли, вот поёт!

(Русская народная песня «Как у наших, у ворот»)

Взрослый берёт бубен себе, другой дает малышу, выполняя ритмичное движение, стимулирует малыша к подражанию.

«Весёлые игрушки»

Задачи: учить малыша давать погремушку педагогу, греметь погремушкой под пение взрослого и прятать за спину, когда нет музыки.

Игровое задание: «Посмотри, что под салфеткой. Поиграй с погремушкой»

Игровые действия: отыскивание предметов в корзине

Оборудование: две погремушки с удобной, круглой ручкой; корзинка или коробка; яркая косынка.

Ход игры: взрослый кладет погремушки в корзинку и накрывает сверху яркой косынкой или нарядной салфеткой. Обращает внимание малыша на что-то новое, спрятанное под косынкой, предлагает посмотреть. Когда ребенок найдет погремушки, взрослый играет с ним, просит у малыша одну погремушку, напевая песенку, ритмично гремит:

Погремушки, погремушки,

Вот весёлые игрушки,

Громко, громко так гремят

И ребяток веселят!

(Русская народная песенка)

Взрослый предлагает ребенку прятать погремушку за спину, когда пение заканчивается, говорит при этом: «Нет музыки! Нет погремушки!»

«Маленькая полечка»

Задачи: учить ребенка подражать действиям взрослого, закрепляя положительные эмоции от общения, формировать простейшие представления о связи музыки и движения.

Игровое задание: «Попляшем. Делай, как я»

Игровые действия: выполнение плясовых движений, подражание взрослому.

Ход игры: напевая веселую песенку (с музыкальным сопровождением или без него), взрослый выполняет простые плясовые движения, заражает малыша эмоциями и активизирует его подражательные способности.

Взрослый выполняет повороты кистями, слегка вытянутых вперед и поднятых на уровень глаз, рук, поет:

Ручки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Вот как пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та!

Ритмично топает одной ногой или двумя поочередно. Ножки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Дружно пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! (Музыка Е.Тиличеевой, слова А. Шибицкой)

«Послушные ручки»

Задачи: формировать у ребенка интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого.

Игровое задание: «Делай, как я»

Игровые действия: подражание движениям взрослого.

Оборудование: коврик или легкое одеяло.

Ход игры: взрослый садится на пол напротив ребенка, напевает песенку, показывает движения, о которых говорится в тексте, побуждает ребенка к подражанию:

Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!

Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!

Взрослый хлопает в ладоши, протяжно пропевает слоги «да-да-да», стремится, чтобы ребенок наблюдал за его артикуляцией и подпевал.

Далее взрослый машет руками, выразительно пропевает слог «да».

Ручками помашем - да-да-да-да!

Ручками попляшем - да-да-да-да!

(Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского)

В конце игры взрослый эмоционально хвалит ребенка: «Молодец, Дима! Ты хорошо хлопал и пел вместе с тетей «да-да-да».

«Машина»

Задачи: закреплять положительные эмоции от общения со взрослым, учить звукоподражанию.

Игровое задание: «Садись в машину. Прокачу тебя».

Игровые действие: скольжение на воображаемой машине.

Оборудование: коврик или легкое одеяло.

Ход игры: малыш сидит на коврике или легком одеяле. Взрослый играет с ним в машину. Напевая песенку, тянет коврик спереди так, чтобы он скользил по полу (машина едет):

Машина, машина,

Куда ты идешь?

Машина, машина,

Кого ты везешь?

Взрослый останавливается, и выразительно пропевает, наклоняясь к малышу:

Би-би-би, би-би-би!

Продолжает движение, напевая:

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Выразительно пропевает, четко артикулируя: Би-би-би, би-би-би! Продолжает движение, поёт:

Машина, машина,

Ты всех обгони,

Машина, машина,

Направо сверни!

Останавливается и выразительно поет, наклоняясь к ребенку:

Би-би-би, би-би-би!

Взрослый поет и «везет» малыша дальше, в конце тормозит, но так, чтобы ребенок не упал:

Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

(Музыка К. Волкова, слова Л. Некрасова)

Игру можно разнообразить таким образом: ребёнок может посадить в импровизированную машину любимую игрушку и с помощью взрослого и под его пение «возить» её.

«Кто как кричит»

Задачи: формировать эмоциональный контакт ребёнка со взрослым, учить ребёнка слушать пение взрослого и подражать его звукам.

Игровое задание: «Рассмотрим картинки. Как подает голос гусь? (коза и т.д.)»

Игровые действия: звукоподражания в ходе рассматривания книги.

Оборудование: книжка из плотного картона с крупными, цветными рисунками.

Ход игры: взрослый напевает песенку, рассматривая с малышом книжку с соответствующими картинками. Стимулирует его к звукоподражанию, показывая картинку, спрашивает: «Как гусь кричит?» и т. д.

Гусь с гусятами живет

В доме на лужайке.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорком)

Га-га-га-га-га!

Вот коза козлят ведет

Прямо на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорком)

Ме-ме-ме-ме-ме!

Воронят своих зовёт

Ворон на лужайку.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка, угадай-ка! Кар-кар-кар-кар-кар!

(Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю. Островского)

«Подружились, покружились, обнялись»

Задачи: закреплять чувство взаимного доверия, вводить элемент новизны в общение со взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.

Игровое задание: «Подружимся. Покружимся. Обнимемся».

Игровые действия: взгляд в глаза взрослого, эмоциональный отклик на ситуацию общения, кружение в ритме вальса совместно со взрослым, объятия со взрослым.

Ход игры: взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично, осторожно гладит малыша по головке, заглядывая ему в глазки:

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Берёт ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:

Не нужен нам зелёный лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)

В конце крепко обнимает малыша.

«Качели»

Задачи: формировать у ребёнка чувство музыкального ритма, темпа, внося в общение ребёнка со взрослым момент остроты и неожиданности.

Игровое задание: «Покачаемся».

Игровые действия: раскачивание на руках у взрослого.

Ход игры: взрослый встает посреди комнаты, широко расставив ноги, берет малыша под мышки, раскачивает его вперед назад между своих ног, напевая песенку: Ой - да, ой - да, На качели сели. Ой - да, ой - да, Песенку запели.

Постепенно увеличивает темп движения:

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

(Музыка А.Филиппенко, слова Э.Макшанцевой)

В конце приподнимает малыша так, чтобы он мог видеть улыбающееся лицо взрослого.

«Вместе веселее»

Задачи: развивать чувствительность к изменению темпа движения, закрепляя положительные эмоции от общения со взрослым.

Игровое задание: «Покружимся!»

Игровые действия: выполнение танцевальных движений сопряжённо со взрослым.

Ход игры: взрослый берёт малыша крепко за кисти рук, кружит его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения, поёт:

Греет солнышко теплее,

 Стало в доме веселее.

 Мы в кружок, мы в кружок

 Встанем поскорее. (Кружит малыша, постепенно замедляя темп движения)

Мы покружимся немножко,

Веселей пляшите, ножки,

И вот так, и вот так.

Попляшите ножки!

(Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высоцкой)

С окончанием пения останавливается, плавно опустив малыша на пол.

«Колечки»

(Русская народная мелодия «Как у наших у ворот»)

Задачи: учить детей собирать и нанизывать колечки на палочку, действуя рядом со сверстниками.

Оборудование: колечки-серсо, пластмассовая или деревянная палочка.

Игровое задание: «Собери колечки. Надень на палочку».

Игровые действия: собирание колечек, нанизывание их на палочку.

Ход игры: взрослый напевает песню и крутит цветные колечки-серсо, нанизанные на палочку:

Ты, колечко, покружись,

Нашим деткам покажись!

Так, так, и вот так,

Не поймать тебя никак!

С окончанием пения, разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку. Игра повторяется столько раз, пока у детей сохраняется к ней интерес. Взрослый следит за тем, чтобы малыши не толкались, не отбирали колечки у сверстников, брали по одному колечку, а не все сразу.

«Маленькие ладушки»

Задачи: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.

Игровое задание: «Где ручки? Покажите! Похлопайте в ладоши! Протяните ручки друзьям. Дотроньтесь до их пальчиков».

Игровые действия: выполнение танцевальных движений сопряжённо со взрослым.

Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:

Ладушки, ладушки,

Маленькие ладушки,

Рученьки-крошки

Хлопают в ладошки.

(Музыка 3. Левиной, слова Т. Мираджи)

Протягивает руки к малышам ладонями вверх:

Вот они, ручки!

Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: «А где ручки у Саши (Маши)? Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!»

Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.

 

Комплекс игр для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ТМН подобран учителем-дефектологом Н. М. Малько

 

Список использованных источников

1. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. –  М. : «Книголюб», 2006. – 64 с.

2. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.

3. Стребелева, Е. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – 2-е изд. – М. : Экзамен, 2006. – 160 с.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика