Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребёнка"

 /kscms/uploads/editor/files/tv_konsultatsiya_dlya_roditelei.docx

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации игровой деятельности у детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Задачи:

расширить знания родителей о возможностях игры как средства развития и социализации детей с тяжёлыми множественными нарушениями;

формировать у законных представителей понятие о видах игр и необходимости умения правильно их подбирать и организовывать;

стимулировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с собственным ребёнком.

Ход консультации.

І. Психологическая разминка «Улыбка».

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

ІІ. Определение проблемного поля.

Родителям предлагается ответить на вопросы. (Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно):

В какую игру играли недавно с ребёнком?

Если ребёнок попросит поиграть с ним, ваши действия?

Какие игры чаще играет ваш ребёнок?

Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребёнку?

Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

Какие игрушки любимые у ребёнка?

Кто чаще играет с ребёнком: мама или папа?

ІІІ. Основная часть.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Сегодня мы с Вами разберёмся в некоторых нюансах и особенностях игровой деятельности детей.

Игра – это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению. Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно – детям. Игра как ведущая деятельность ребенка с особенностями в развитии имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны эти предметы. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и уверенными. В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у особенных детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать словесную инструкцию, развивают пространственную ориентировку, внимание, память, речь.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями предполагает её организацию всеми специалистами центра. Чем меньше дети, чем сложнее у них нарушения психофизического развития, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых, причём не только со стороны специалистов, работающих с детьми в центре, но и родителей.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий – это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, и т.д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации (инсценирование какого-то сюжета). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии с текстом. Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из форм детской деятельности является сюжетно-ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе неё ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём-то, что-то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Как это происходит? В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама варит суп», «Водитель автомобиля едет на машине». Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой-то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). «Я буду мамой, а ты моя дочка», – говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д. Но дети используют в игре ещё и предметы-заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми активно используются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра – находка коррекционной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н.Леонтьев: «Дидактические игры относятся к «рубежным» играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения». Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Игры («Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Назови, что в мешочке», «Назови предметы синего (красного…) цвета», «Кто, как кричит» и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете, форме, свойствах предметов, тренировку в звукоподражаниях и т.д. С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету и т.д.

Для детей, отстающих в развитии, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему-либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный – положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими. Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в школе, нельзя при самом богатом воображении.

В образовательном процессе детей с тяжёлыми множественными нарушениями подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила – «бежать только после сигнала», «бросать мяч с определённого расстояния», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах», и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», и др.). Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль.

При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении – развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Есть ещё один тип игр – развивающие или «умные» игры (книжки-раскраски, шнуровки, лото, конструкторы, паззлы), которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка. Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много, но, пожалуй, самым важным условием в этих играх является активное и заинтересованное участие мам и пап. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается «подтянуться» до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они – нас.

IV. Практическая часть. Давайте поиграем.

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем можно занять ребёнка, используя следующие материалы? (предлагаются различные крупы, фасоль, горох, манка, макароны, пластиковые стаканчики и др.). Даются примеры следующих игр на кухне, предлагается попробовать поиграть.

«Скорлупа от яиц» – раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок легко может брать пальцами, нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выложить узор или рисунок из скорлупы.

«Тесто» – лепите всё, что захочется.

«Макаронные изделия» – выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль» – смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

«Горох» – пересыпать горох из одного стаканчика в другой, сортировать: горох, фасоль.

«Геркулес» – насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки, пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы» – предложить ребёнку нарисовать крупой картинки, для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

«Одноразовые стаканчики» – можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки-колечки» – предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.

V. Заключительная часть.

Хочется выразить Вам благодарность за участие, за то, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из Вас сможет ответить на вопросы, поставленные в начале нашей консультации.

VI. Рефлексия:

Впечатление от сегодняшней встречи?

Что для Вас сегодня было новым, интересным?

Какие выводы вы сделали? (высказывания родителей).

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Консультация разработана

воспитателем Сморгонского ЦКРОиР      Т.В.Сивицкой

 

Список использованных источников

1. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте дети! / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 2003. – 201с.

2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перер. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 192с.

3. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. – М. : Педагогика, 2002.

4. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – СПб. : КАРО, 2008. – 128с.

5. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1988. – 136с.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика