Коррекционные занятия "Ритмика и танец" (I отделение вспомогательной школы)

  

Государственное учреждение образования

«Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

Рекомендации по организации и проведению коррекционных занятий «Ритмика и танец» в 1-5 классах

(учебный план первого отделения вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью)

 

Рекомендации составлены на основе и с использованием материалов logoritmika.doc (документ с сайта noueducolehnika.mskobr.ru)

 

          Полноценному развитию ребёнка способствует активное движение. Начинает ли он ходить, лазать, прыгать, каждое движение доставляет ему удовольствие. Дети, лишённые двигательной активности, становятся вялыми, апатичными, раздражительными. У таких детей снижается уровень адаптации организма к воздействиям окружающей среды, приводящий к негативным изменениям в организме, которые выражаются:

в ослаблении мышечного тонуса, что создаёт предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета, образования изменений в суставах и позвоночнике;

в ослаблении или выпадении функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются двигательные способности ребёнка;

в нарушении координации движений в самых различных её проявлениях, что сказывается и на работе речевого аппарата, аппарата восприятия и мышления;

в нарушении функциональной и нервной систем.

    Последствия ограничений движения проявляются также в появлении компенсаторных движений: навязчивые движения руками, раскачивание тела, непроизвольные движения конечностями, сопровождающиеся нервными возгласами. Разрушить такие стереотипы можно только упорными систематическими занятиями, направленными на развитие правильных двигательных актов. 

    Если своевременно на протяжении роста и развития ребёнка, направлять и учить его правильно выполнять движения (в том числе речевым аппаратом), применять обоснованную систему мероприятий, включающую специализированные упражнения, можно добиться значительных успехов.  Следует иметь ввиду, что одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.

    Всё в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, лёгкие или мозг. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, осваивать просторы креативного интеллекта. Поэтому для детей, (и в первую очередь для детей с нарушениями интеллекта) просто необходимо проводить занятия по ритмике и танцам.

    Ритмика полезна всем детям, особенно детям, имеющим нарушения речевой функции (в том числе, алалию, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, стимулируют положительное отношение к речи, повышают мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Ритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя, учителя-дефектолога и музыкального руководителя в работе по коррекции нарушений речи.

    Коррекционные занятия «Ритмика и танец» направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умением ориентироваться в окружающем мире, пониманием смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, данные занятия оказывают благотворное влияние на здоровье ребёнка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с удовольствием выполняют под музыку дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии и сказкотерапии.  

    Ритмика и танец в коррекционной работе – это система двигательных упражнений под музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоления двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путём коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе занятия в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребёнка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.

    Особенность занятий заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал. Музыка не просто сопровождает движение, она создаёт драматургическую основу. Под влиянием регулярных занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально-волевых качеств личности.

      Цель коррекционных занятий «Ритмика и танец»: профилактика, преодоление и развитие речевых нарушений, коррекция и активизация возможностей опорно-двигательного аппарата путём развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

    В результате коррекционных занятий реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции;

развитие фонематического восприятия;

расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;

развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и/или речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

развитие творческой фантазии и воображения;

структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия.

    Структура коррекционных занятий «Ритмика и танец» включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.

    Коррекционные занятия «Ритмика и танец» помогают детям в закреплении правильного звукопроизношения, в отработке плавности речи, улучшении двигательной координации, в усвоении коммуникативных навыков.
    Таким образом, коррекционные занятия «Ритмика и танец» – занятия, основой которых является взаимосвязь слова, музыки, воображения и движения. 

   Помимо традиционных занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как театрализованные ритмика и танец. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, воображением и музыкой.

    Для специалистов, проводящих коррекционные занятия «Ритмика и танец» можно рекомендовать изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

    Всё, окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Ритмические движения активируют и деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнений и игр, танцев.

    Занятия по ритмике и танцу – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные театрализованные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

    На коррекционных занятиях «Ритмика и танец» соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая сферы.

    В системе коррекционной работы можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.

    Основными задачами коррекционного воздействия являются:

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственной организации движений;

воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

    К проведению коррекционного занятия, предъявляются определённые требования:

Занятия проводятся согласно учебному плану, с перерывом не менее 30 минут после учебных занятий.

Занятия целесообразно проводить, по возможности, фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей.

Занятия составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.

В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

    Коррекционное занятие «Ритмика и танец» включает в себя следующие элементы:

Методы, приёмы

Содержание

Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук.

Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами.

Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.

Развитие чувства ритма и пространственного воображения.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей.

Декламация для автоматизации и дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения.

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного лингвистического запаса.

 

 

         Последовательность коррекционной и компенсаторной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

         В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учётом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удаётся овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.

    Большое значение на коррекционных занятиях «Ритмика и танец» играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях могут активно использоваться компьютер, DVD-центр, музыкальный центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, размером, темой и настроением.     Учителем-дефектологом осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Речедвигательные упражнения на коррекционных занятиях проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.

    Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

    При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.

    Разучивание танцевальных движений также должно проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

    Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на коррекционных занятиях «Ритмика и танец» отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

    Более эффективными коррекционные занятия будут при проведении их в группе. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.

    Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сценическая речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приёмы ритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, уучителями-дефектологами и педагогами-психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.

    Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учётом возраста и имеющихся у детей нарушений. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объёме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации и эмоциональной сферы.

    При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:

развитие чувства ритма – упражнения, музыкально-дидактические, ритмические игры, танцы, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, танцы, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения, танцы с речевым сопровождением.

    При разработке коррекционного занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – залог успешности работы.

    В результате использования ритмики и танцев к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия способствуют нормализации речи ребёнка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

 

Принципы организации и проведения коррекционных занятий

«Ритмика и танец»

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Коррекционные занятия планируются, проводятся и анализируются учителем-дефектологом, согласовываются с музыкальным руководителем, учителями начальных классов, педагогом-психологом. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.

3. Принцип системности. Коррекционная работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача учителя-дефектолога – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука [с] полностью подготавливает артикуляционный уклад звука [з] и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать правильно произносимые звуки для постановки отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

6. Принцип учёта уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребёнка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребёнка от выполнения задачи с помощью к самостоятельному её решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учётом уровня развития ребёнка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации обучения и воспитания. Главная цель образования – ребёнок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На коррекционных занятиях «Ритмика и танец» используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребёнка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.

 

Содержание коррекционных занятий «Ритмика и танец»

    Коррекционное занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звуков. Чёткие движения органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На занятиях используются:

упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

выработка продолжительного речевого выдоха,

тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение задач коррекционного занятия.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребёнка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Хореографические игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Театральные этюды. Очень часто у детей с нарушениями инетеллекта маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют расширению сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

 

Диагностика неречевых психических процессов

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

    Диагностика проводится в начале учебного года учителем-дефектологом с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов коррекционных занятий «Ритмика и танец», индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую правильно названную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое правильно указанное/названное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру. Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Предлагается пальчиковая игра. Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу:

 

Результаты диагностики неречевых психических функций на коррекционном занятии «Ритмика и танец» (в баллах)

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентировка в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

 

 

Сентябрь

 

Май

 

Сентябрь

 

Май

 

Сентябрь

 

Май

 

Сентябрь

 

Май

 

Сентябрь

 

Май

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи коррекционных занятий

«Ритмика и танец» на 2017/2018 учебный год

    Создавать благоприятные условия для детей, установить контакт с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

    Диагностировать уровень развития неречевых психических функций детей с целью составления перспективного плана.

    Проводить активную работу по организации взаимодействия в детском коллективе.

    Развивать коммуникативные навыки детей.

    Осуществлять коррекционную работу:

- закрепить правильную артикуляцию звуков в определённой последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- формировать умения двигаться в соответствии с музыкальным текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую и общую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики (по А. Стрельниковой), развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной, хореографической деятельности;

- укреплять голосовой аппарат через развитие певческих навыков детей;

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание;

- развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

Воспитывать у детей доброжелательное отношения к окружающим людям.

Формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за своё здоровье, бережного отношения к окружающему миру.

 

Примерное календарно-тематическое планирование коррекционных занятий «Ритмика и танец» (1 год обучения)

№ занятия

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Вводные упражнения

 

 

2-3

Ритм. Музыка. Речь

 

 

4-6

Движения на координацию

 

 

7-8

Движение и слово

 

 

9

Хореографическая гимнастика

 

 

10

Музыкально-ритмические игры

 

 

11-12

Ритмическая логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения

 

 

13-14

Слог. Ударение. Ритм

 

 

15-16

Формирование двигательной памяти (движение-музыка)

 

 

17-18

Декламация. Фонопедические упражнения

 

 

19-20

Хореографическая гимнастика

 

 

21-22

Музыкально-ритмические игры

 

 

23-24

Упражнения на развитие мимических мышц

 

 

25-27

Коммуникативные игры. Танцы

 

 

28

Упражнения на развитие словотворчества

 

 

29-30

Ритм. Жест. Музыка. Танец

 

 

31-33

Мини-спектакли. Танцевальные композиции

 

 

 

Примеры задач коррекционных занятий «Ритмика и танец»

1.     Вводные упражнения

Расширить знания детей о ритмике и танцах с помощью просмотра презентации.

Дать знания детям о многообразии музыкальных произведений, танцев.

Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.

Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.

Развивать слуховое внимание.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.

Воспитывать мотивацию к учению.

2.     Ритм. Музыка. Речь

Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.

Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А–У].

Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

3.     Ритм. Музыка. Речь

Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.

Уточнить артикуляцию звуков [М–М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

4.     Движения на координацию

Закреплять знания детей об осени, как времени года.

Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.

Уточнить артикуляцию звука [О] в проговаривании чистоговорок.

Уточнить артикуляцию звуков [А–У–О], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [АОУ], [УОА].

Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.

Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

5.     Движения на координацию

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

6.     Движения на координацию

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Х], [Х’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

7.     Движение и слово

Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ш], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.

8.     Движение и слово

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Л], [Л’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

9.     Хореографическая гимнастика

Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.

Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.

Учить детей выделять звуки [Ы–И] из ряда гласных звуков.

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.

Развивать мимику детей и пантомимику.

Воспитывать правильное речевое дыхание.

Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

10. Музыкально-ритмические игры

Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.

11. Ритмическая логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Р], [Р’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

12. Ритмическая логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [К], [К’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.

13.  Слог. Ударение. Ритм

Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.

Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [П’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Учить детей дифференцировать звуки [П–Б] в речевых играх, логопедических распевках.

Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Воспитывать у детей любовь к музыке, разговорной и сценической речи, театру.

14.  Слог. Ударение. Ритм

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к литературе

15. Формирование двигательной памяти (движение-музыка)

Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.

Учить детей выделять звуки [И–Ы] из ряда гласных звуков.

Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.

Уточнить артикуляцию звуков [А–У–О–И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].

Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О].

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.

Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

16. Формирование двигательной памяти (движение-музыка)

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [З], [З’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.

17.  Декламация. Фонопедические упражнения.

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

18.  Декламация. Фонопедические упражнения

Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и последний согласный звук в словах.

Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.

Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Воспитывать трудолюбие.

19.  Хореографическая гимнастика

Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

20.  Хореографическая гимнастика

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Г], [Г’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Активизировать глагольный словарь.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

21.  Музыкально-ритмические игры

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.

Активизировать глагольный словарь.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

22.  Музыкально-ритмические игры

Закрепить представление о звуке [j] в пении вокализов.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.

Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре.

23. Упражнения на развитие мимических мышц

Закрепить представление о букве «Ь».

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

24. Упражнения на развитие мимических мышц

Закрепить представление о звукосочетании [jЭ] в пении вокализов.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

25.  Коммуникативные игры. Танцы

Закрепить представление о звукосочетании [jО] в пении вокализов.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

26. Коммуникативные игры. Танцы

Закрепить представление о звукосочетании [jА] в пении вокализов.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

27. Коммуникативные игры. Танцы

Разучить с детьми комплекс игрового массажа.

Закрепить представление о звукосочетании [jУ] в пении вокализов.

Формировать правильное речевое дыхание.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

28. Упражнения на развитие словотворчества

Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ц], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

29.  Ритм. Жест. Музыка

Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ч], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

30.  Ритм. Жест. Музыка

Закреплять умение различать на слух согласный звук [Щ], определять первый и последний согласный звук в словах.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Воспитывать у детей любовь к природе.

31. Мини-спектакли. Танцевальные композиции

Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Ф], [Ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.

Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.

Учить детей дифференцировать звуки [Ф–В] в речевых играх.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.

32. Мини-спектакли. Танцевальные композиции

Уточнение артикуляции звука [Э], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.

Уточнить артикуляцию звука [Э] в длительном и коротком пропевании.

Учить детей выделять звуки [Э] - [jЭ] из ряда гласных звуков.

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.

Развивать мимику детей и пантомимику.

Воспитывать правильное речевое дыхание.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

33. Мини-спектакли. Танцевальные композиции

Закрепить представление о букве «Ъ».

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям Беларуси.

Предполагаемые результаты (для учителя):

· Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определённую тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

· Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. (Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).

· Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

· Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

· Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).

· Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

·  Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. (Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).

· Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

· Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

· Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

· Повышение уровня развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).

· Воспитание бережного отношения к природе, животным.

· Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям Беларуси, родного края, труду людей.

· Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

 

Методист Сморгонского ЦКРОиР С.В.Родько

 

Рекомендуемая литература:

1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребёнка / В. Г. Алямовская. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС,1993.

2. Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом : Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. – М. : Издательство «Гном и Д», 2001.

3. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Кузнецова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002.

4. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Школьная Пресса, 2002.

6. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Издательство «Лань», 2002.

7. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Издательство: Просвещение, 1995.

8. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М. Н. Щетинин. -  М. : Айрис-пресс, 2007.

 

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика