Методы и приёмы работы с детьми с особенностями в развитии. Требования к их использованию

Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков. Приём – часть метода, его конкретный элемент, отдельный шаг в реализации метода. Сначала учитель определяет основной метод обучения, а потом подбирает разнообразные приёмы, чтобы повысить его эффективность. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действенней метод, в который они входят. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения.

Главными методами обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития являются методы по источникам познания (наглядные, практические, словесные), а также методы стимулирования и мотивации (стимуляции психической активности). Наглядные методы – это демонстрация, наблюдение, обследование предметов и явлений, показ. Практические методы – это упражнения, разнообразные игры, моделирование ситуаций, практическая деятельность детей. Методы стимулирования и мотивации – поощрение, физический контакт, невербальная поддержка. Все эти методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом. Выбор и сочетание методов и приёмов работы зависит от особенностей и возможностей детей, содержания материала, целей и задач занятия.

Все методы и приёмы имеют свою специфику применения в работе с «особенными» детьми. Почему? Обратимся к психофизическим особенностям детей. Известно, что у большинства из них речь формируется со значительной задержкой, наблюдается ограниченное восприятие обращённой к ним речи, замедленный процесс переработки полученной информации. Многие дети к моменту прихода в специальную группу, группу интегрированного обучения и воспитания даже не говорят. Это значит, что речь не может служить основным средством передачи опыта. Следовательно, словесные методы при обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития менее действенны и не могут быть ведущими в деятельности взрослых. Словесные методы играют вспомогательную роль по отношению к практическим и наглядным. Важно их использовать правильно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Речь привлекает внимание детей. В ходе проведения занятий, организации игр, упражнений взрослый комментирует ход детской деятельности, а потом полученный результат.

Общие требования к словесным методам:

1. Словесные методы обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

2. Речь воспитателя должна быть правильной, чёткой, внятной, выразительной.

3. При рассказывании следует избегать сложных конструкций.

4. В рассказах желательно использовать одну сюжетную линию.

Основой работы являются наглядные и практические методы, а так же методы стимулирования.

Но и здесь дело обстоит непросто. Снова обратимся к психофизическим особенностям воспитанников дошкольного возраста. Для детей, обучающихся по специальным программам, характерно непроизвольное и неустойчивое внимание. Они не могут достаточно длительно фиксировать внимание на предмете, рассматривать его, выделять свойства и отношения, следить за его передвижением. Это требует от педагогов осторожности при выборе наглядных методов и соблюдения определённых требований.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Демонстрация

Демонстрация – это наглядный показ чего-либо. Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приёмы:

- демонстрация реальных предметов, объектов, муляжей;

- демонстрация готового образца;

- демонстрация способа выполнения действия;

- демонстрация фотографий;

- демонстрация предметных и сюжетных изображений;

- демонстрация иллюстраций;

- сравнение демонстрируемых предметов;

- сравнение предметов с изображением.

Условия, повышающие эффективность демонстрации:

1. Предметы для демонстрации должны быть простыми по форме и яркими по цвету.

2. В поле зрения должны находиться только те предметы, которые соответствуют задачам данного занятия. Всё лишнее будет отвлекать детей.

3. Демонстрация не должна занимать много времени.

4. С осторожностью использовать в качестве наглядного материала картинки, так как дети очень часто не узнают предметы в изображении.

5. Сопровождать демонстрацию чёткими и короткими комментариями.

Наблюдение

Наблюдение- восприятие детьми объектов и явлений природы.

У наблюдений, проводимых с воспитанниками данной категории, существуют некоторые особенности:

1. В процессе наблюдения педагог сам характеризует форму, цвет, размер предмета, а дети, если могут, повторяют.

2. Желательно, чтобы наблюдение проходило эмоционально, в игровой форме.

3. Наблюдение обязательно сопровождается точной, хорошо продуманной, речью воспитателя и, по возможности, детей.

4. В наблюдение обязательно следует включать элементы обследования.

Обследование

Обследование – восприятие свойств и качеств предметов.

Необходимо соблюдать следующие основные требования к обследованию:

1. Если ребёнок отрешённо реагирует на предъявляемый предмет, то воспитатель берёт главную роль на себя. Взяв руки ребёнка в свои, помогает ему ощупывать, крутить, изучать предмет со всех сторон.

2. Обследование предмета будет полным, если использовать обследующий жест (обрисовывание предмета).

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Упражнение

Упражнение – многократное повторение практических действий. В результате выполнения упражнений формируются знания, умения, навыки. Выделяют следующие основные виды упражнений:

- нахождение (выбор, показ) определённых предметов (изображений) среди группы разнородных;

- называние предметов (изображений) по их предъявлению;

- классификация предметов (изображений) по группам.

Условия успешности использования упражнения:

1. Содержание упражнения должно соответствовать особенностям и возможностям детей.

2. Педагог должен внимательно следить за правильностью выполнения упражнения, чтобы сформировались правильные стереотипы.

3. Если при выполнении упражнения ребёнок испытывает трудности, необходимо оказать своевременную помощь.

4. Сложные упражнения должны делиться на составные элементы. Каждый из них сначала выполняется отдельно, затем собираются в целое.

5. Желательно выполнять упражнение не долго, но часто.

Игра

Игра – основной способ деятельности ребёнка, через который осуществляется познание мира. Основные игровые приёмы, которые используются педагогами занятиях, во внеучебной деятельности:

- создание игровой ситуации;

- обыгрывание предметов, игрушек;

- сюрпризный момент (внесение волшебного предмета (ящика, сундучка, коробочки); приход, внезапное появление или исчезновение сказочного персонажа);

 - интригующая обстановка.

Большими возможностями обладает дидактическая игра. Реализация дидактической игры проходит следующие этапы:

- манипуляции с предметами, игрушками;

- раскладывание по группам;

- соотнесение предметов с изображением;

- соотнесение изображений с названием;

- узнавание предметов на ощупь;

- игровые задания-соревнования.

Моделирование реальных ситуаций

Метод моделирования реальных ситуаций – воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются в жизни, а в них – моделей поведения, взаимоотношений людей, сюжеты подбираются из реальной жизни. При этом учитывается уровень развития и возможностей учащихся. Проигрывая различные ситуации, дети закрепляют определённые представления, знания, умения, приобретают некоторый опыт поведения и общения, что подготавливает их к практическому апробированию, применению в реальной жизни. Метод моделирования реальных ситуаций является одним из наиболее эффективных, но в то же время сложных. Обучение всегда начинается с простых ситуаций. Данный метод реализуется через:

- проигрывание житейских ситуаций, в которых нужно проявить заботу и поддержку: «Мой друг нечаянно упал», «Друг поранился», «Друг потерял предмет» и др.;

- проигрывание бытовых ситуаций: «Жду гостей», «Поздравлю одноклассника с днём рождения»;

- выполнение социальных ролей: «продавец-покупатель», «врач-больной», «водитель-пассажир»;

- оценка различных типов поведения детей на изображениях, в реальных ситуациях.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ

Детям с особенностями психофизического развития свойственна низкая познавательная активность. Чтобы повысить их познавательный интерес, создать хорошее настроение и активность ребёнка, широко используются методы стимулирования и мотивации. К ним относят поощрение, физический контакт.

Поощрение

Основные приёмы поощрения, используемые воспитателем во время занятий с детьми с особенностями психофизического развития, следующие:

- поощрение в виде лакомств, кусочков еды;

- поощрение в виде любимых игрушек, игр;

- поощрение в виде призов (жетонов, звёздочек, фишек и др.);

- поощрение в словесной форме (невербальная поддержка): «Молодец», «Очень хорошо», «Мне нравится» и др.

Требования к поощрениям

1. Поощрения должны быть разнообразными, не только пищевыми, потому что у ребёнка вырабатывается пищевой рефлекс, который приведёт к конфликту при отсутствии пищевого подкрепления.

2. В качестве лакомства необходимо использовать полезные продукты (кусочки фруктов, овощей, сухофрукты), иногда печенье, конфеты, но не чипсы, газировку.

3. Поощряя ребёнка, педагогу необходимо использовать маленькие порции (кусочки, дольки).

4. Воспитатель должен помнить, что пищевое поощрение носит временной характер и становится нецелесообразным и неэффективным, если ребёнок достиг успеха.

5. При поощрении необходимо сравнивать достижения ребёнка с полученными ранее, а не с результатами других детей.

6. Педагогу необходимо согласовать с родителями лакомство, которое он может выбрать в качестве поощрения для ребёнка.

Физический контакт

Метод физического контакта реализуется через такие приёмы;

- пожатие руки за правильно выполненное задание;

- поглаживание по голове;

- лёгкое прикосновение к плечу ребёнка.

Что касается перечисленных приёмов физического контакта, то наиболее эффективным оказался приём рукопожатия за хорошо выполненную работу.

Требования к физическому контакту

1. Прикасаясь к руке ребёнка, необходима осторожность и педагогический такт.

2. При рукопожатии нельзя сжимать руку ребёнка очень сильно.

3. При физическом контакте необходимо соблюдать дистанцию на уровне вытянутой руки.

Какие бы методы и приёмы не применял воспитатель в работе с детьми с особенностями психофизического развития, основополагающим принципом его деятельности должен быть принцип педагогического оптимизма – вера в возможности каждого, установка на положительный результат и видение перспективы.

Учитель Сморгонского ЦКРОиР  Н.К.Дукова

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 4-84-76

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Сморгонский районный исполнительный комитет     Детский правовой портал  

 

 


Яндекс.Метрика