Музыка - лекарство, которое слушают (информация для педагогов и родителей)

Музыкотерапия – лекарство, которое слушают

Музыкальная терапия используется с древних времён: египетские жрецы лечили соотечественников мелодичными звуками. В целительные свойства музыки свято верили раньше и продолжают верить сегодня.

Учёные разных стран проводили эксперименты. Конечно, не все феноменальные свойства звуков ещё изучены, но результаты уже вдохновляют. Так, американские учёные подтвердили обезболивающий эффект музыкальных композиций. Китайские и канадские исследователи доказали, что занятия музыкой тренируют память, оказывают положительное влияние на развитие умственных способностей, закладывают основы аналитического мышления. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.  

Особенно хороши в этом плане классические произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Прослушивание его сонат, лёгких менуэтов помогают сосредоточиться, сложные задачи решаются быстрее. Причём, «Эффекту Моцарта» подвержены все – от малышей до старцев.

Микробиологами доказано, что звуки определённой частоты и тональности способны снижать активность болезнетворных микробов. Особенно эффективными в этом плане оказались церковные песнопения и колокольный звон.

Считается, что звучание струнных инструментов оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, духовых – на дыхательную, ударных – на печень, рояля – на щитовидную железу.

Раздражающая музыка даёт противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Учёные установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия, как вы думаете, чем? Игрой на арфе! По признанию известной французской писательницы Жорж Санд, музыка лечила её значительно эффективнее, чем доктора.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчёркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; усыплять или вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Она, как горный обвал, обрушивается на человека, подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови, вызывает стресс.

Музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей, в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Л. Бетховена и В. А. Моцарта, так как хорошее настроение помогает избавиться даже от язвы желудка.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в учебных заведениях. В настоящее время музыка стала одним из эффективных элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ещё ребёнку слушать специально подобранные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений при родах резко сокращается. Малыши появляются на свет спокойными, легче адаптируются. Предпочтение врачи отдают концертам Вольфганга Амадея Моцарта. Учёные считают, что именно этой музыке акушеры обязаны низким показателям детской смертности.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука практически не использовались и не изучались. Наибольшим возбуждающим действием, как показали исследования, обладают музыка Р. Вагнера, оперетты Ж. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля, «Весна священная» И. Стравинского с их нарастающим ритмом. Особенно эффективны эти произведения в работе с вялыми, чрезмерно спокойными детьми. Восприятие музыкальных произведений – процесс индивидуальный, требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Лёгкая, спокойная музыка датского композитора Франсиско Гойя успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволяет себе громко кричать, шалить.

 «Каприз 24» Н. Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешивают нервную систему фонограмма звуков леса, пения птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. Бетховена.

Для людей с проблемами сердечной деятельности канадские психиатры рекомендуют перед сном слушать «Времена года» П. И. Чайковского, скрипичные концерты Моцарта. Японские учёные для регулирования работы сердечно-сосудистой системы записали кассеты, состоящие только из русских народных песен. Для полноценной работы дыхательной системы (лёгких) полезна музыка тишины и покоя, шума воды.

Музыкальные ритмы, позитивно влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными и домашними. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Людвига Бетховена, Рихарда Вагнера, Жака Оффенбаха, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, Иоганна Баха, Вольфганга Моцарта, Томаза Альбиони. Для облегчения работы селезёнки музыкотерапевты рекомендуют темы, связанные с древними балладами, с песнопениями, в основу которых легли тексты Востока, древних славян, церковная музыка.

Бездумное увлечение рок-музыкой в первую очередь ударяет по иммунной системе человека. Но и абсолютно бесшумная обстановка, как установлено научными исследованиями, отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную (весёлую) музыку. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток захватит вас и «унесёт» проблемы.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), их способностей; растормаживания речевой функции.

Наиболее важными для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных (словесных) и невербальных способов общения, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффективные эмоции, развитие общей и тонкой моторики.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии. Эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, занятий.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Она способствует улучшению эмоционального состояния детей; повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений): содействует коррекции и развитию ощущений, восприятия, представлений; стимулирует речь; нормализует её просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и др.).

Рекомендации для родителей и педагогов:

используйте для прослушивания только те произведения, которые нравятся детям;

при активном восприятии музыки (с использованием изодеятельности) лучше использовать пьесы, которые знакомы детям, чтобы не привлекать их внимание новизной, не отвлекать от главного вида деятельности, занятие продолжается около 40 минут;

продолжительность одного пассивного прослушивания должна составлять не более 10 минут (как правило, это одно музыкальное произведение).

Взрослые могут использовать в развитии ребёнка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, снимающие в определённой мере контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Для выполнения приведённых упражнений необходима музыка в различных темпах. Совместное танцевальное занятие ребёнка и взрослого способствует укреплению эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Научившись свободно двигаться под музыку вместе с ребёнком, вы откроете в себе и в ребёнке творца! Кроме того, выполняя упражнения, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения, которые можно использовать для занятий:

«Сочини свой танец»: взрослый встаёт напротив ребёнка и выполняет несколько танцевальных движений, ребёнок копирует его танец. Затем ребёнок показывает движения, а взрослый копирует их.

«Свободный танец»: детям предлагается танцевать с закрытыми глазами, выполняя любые, какие им хочется, движения.

«Весёлая зарядка»: взрослый рассказывает, а ребёнок с его помощью выполняет движения под музыку, иллюстрируя слова. «Мы – проснувшиеся котята – потянем лапки, выпустим коготки, поднимем мордочки. А сейчас мы – упавшие на спину жучки. Лапки кверху, постараемся перекатиться со спины на лапки. А вот мы – крадущиеся тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнём поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх как жирафы. Попрыгаем, как зайчики, чтобы стать такими же ловкими. А сейчас мы лётчики, заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем. А потом приземлимся и сорвём цветочки. Молодцы!».

«Походка и настроение»: взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжёлые большие капли. Полетаем, как воробышки, а теперь – как чайки. Походим, как старенькая бабушка, попрыгаем, как весёлый клоун. Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдёмся в задумчивости, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и крепко обнимем её». Музыка должна соответствовать изображаемому настроению.

«Воздушный бал»: взрослый предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

«Дискотека кузнечиков»: взрослый предлагает превратиться в кузнечиков-попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, весело скачут по полю.

Этюд «Из семени в цветок»: взрослый-«садовник» предлагает ребёнку превратиться в маленькое семечко (сжаться в комочек на полу, опустить голову и закрыть её руками). Садовник очень любит семена, поливает их (гладит по голове), ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимается с пола). У него раскрываются листочки (руки убираются с головы и тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки маме или другим детям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл белый снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (сжаться на полу в комочек). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт!

Этюд «Потянулись – сломались»: исходное положение стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Взрослый: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо». Весь этюд выполняется под музыку.

Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» выполняется под лёгкую негромкую музыку: взрослый предлагает ребёнку изобразить, как просыпаются домашние животные, помогает передать движения и звукоподражание: «Раннее утро. Вот важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив крылья за спину, петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на крыльце и умывает лапками мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!». Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои пёрышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря!». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, здоровается со всеми: «Га-га-га!». Хрюшка принимает ванну в луже, она лежит на боку, вытянув передние и задние ноги, поднимает голову и спрашивает: «Хрю-хрю?». Лошадь поднимает голову и радостно ржёт: «И-го-го!». Просыпается курица и начинает бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись! С добрым утром!»

«Огонь и лёд»: по команде взрослого «Огонь!» ребёнок бегает, приседает, совершает различные танцевальные движения под музыку. По команде «Лёд!» ребёнок застывает в той позе, в которой его застала команда. Взрослый несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

«По тонкому льду»: ребёнку предлагается как можно аккуратнее пройти под музыку по обручу или нарисованному мелом кругу, изображающему глубокую лужу. Ступать надо мягко, осторожно, стараясь не наступить в «воду» и не проломить «лёд» вокруг «лужи».

         Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всём слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капели, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольётся с музыкой, сотворённой человеком.

 

Воспитатель                                                       К.Н.Черенда

 

Использованные источники:

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. – М. : Просвещение, 1985.

2. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост. М. А. Поваляева. – Ростов-н/Д. : Изд-во Феникс, 2006. – 349 с.

3. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. – М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. – 608 с.

 

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика