Развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушением слуха на коррекционных занятиях

    Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха играет огромную роль во включении ребёнка в мир звуков, что позволяет ему познать свойства предметов и явлений, ориентироваться в звуковом пространстве. Ребёнка нужно научить слушать звуки и различать их. Важнейшая задача реабилитации детей с нарушением слуха — научить их воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

    Формирование и развитие навыков восприятия неречевых звучаний и звуков речи является основной задачей развития слухового восприятия.

    На коррекционных занятиях ведётся работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха, закрепляется в быту и в процессе свободной деятельности.

    Работа по развитию слухового восприятия включает следующие ступени:

- обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов (выработка условно-двигательной реакции);

- обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые – разные – работа с музыкальными инструментами);

- различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;

- опознавание бытовых сигналов (бытовые шумы, звуки улицы, звуки, издаваемые животными, неречевые звуки издаваемые человеком);

- определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);

- различие и опознавание отдельных звуков речи;

- различение и опознавание изолированных слов, предложений;

- понимание слитной речи;

- понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помещения и т.д.

Обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов

    Выработка условно-двигательной реакции — выполнение ребенком какого-либо действия (складывание кубиков в коробку, пуговиц в бутылку, надевание кольца пирамидки и др.) на сигнал взрослого (хлопки в ладоши, удар в барабан, гудок в дудку, произнесение слогосочетаний по типу «па-па-па», произнесение отдельных звуков: «А» «О» и др.). Сначала условно-двигательная реакция вырабатывается слухозрительно, так как ребёнок видит выполняемые взрослым действия. Когда ребёнок научился ждать сигнал, необходимо переходить к выработке реакции на слух. Для уточнения диапазона слышимых ребенком звуков при выработке условно-двигательной реакции необходимо использовать неречевые звуки и звуки речи различных частот. Выявление звуков, которые слышит ребёнок важно для коррекции настройки кохлеарного импланта или его слухового аппарата.

Обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные — работа с музыкальными инструментами)

    Работу с музыкальными инструментами необходимо начинать с одного музыкального инструмента, например: барабан. Следующим этапом является различение резко отличающихся звучаний музыкальных инструментов, например: барабан — колокольчик. В дальнейшем подключается еще один музыкальный инструмент, например: гармонь. Опознавание бытовых сигналов (бытовые шумы): дверной звонок, стук в дверь, телефонный звонок и гудок, звук упавшего на пол предмета, звук капающей воды и текущей воды, шаги; звуки улицы: гул самолёта, звук работающего мотора, звук работающей сирены, звук ветра, шум дождя, шорох листьев; звуки, издаваемые животными: мяуканье и мурлыканье кошки, лай собаки, мычание коровы, рык льва и собаки, щебетание птиц, воркование голубей; неречевые звуки, издаваемые человеком: кашель, чихание, смех, храп.

Различение характеристик звуков

    Ребёнок с нормальным слухом учиться различать звуки по громкости, высоте, длительности и количеству уже в младенческом возрасте. У детей с нарушенным слухом на первоначальном этапе данные характеристики неразвиты, либо развиты недостаточно. Поэтому необходимо в коррекционные занятия включать виды заданий, направленных на развитие данных характеристик, начиная с самого простого задания — различение звуков по количеству и т.д.

Развитие фонематического слуха

    Одним из важнейших направлений в работе по развитию слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом является развитие фонематического слуха. Фонематический слух — это способность человека распознавать звуки речи родного языка. К упражнениям этого этапа можно приступать тогда, когда ребёнок уже может различать на слух разные характеристики звуков.

Расширение словарного запаса

    Упражнения по расширению словарного запаса на слух обогащают словарный запас ребенка существительными, глаголами, прилагательными, междометиями и другими частями речи.

    В достижении успеха ребенка с нарушением слуха большое значение имеет активное вовлечение родителей в процесс обучения. Родители обучаются общим принципам слухоречевого развития, знакомятся с игровыми методами и приемами, направленными на развитие слухового восприятия и устной речи ребенка, тем самым обеспечивая комфортное взаимодействие с ребенком дома.

    Важно подчеркнуть, что результативность коррекционно-педагогической работы с ребенком с нарушенным слухом во многом зависит от работы целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, музыкального руководителя, психолога.

Информацию подготовила Ромаш И.Н.

Использованные источники:

1. Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова : Науч. ред. проф. И. В. Королева. –  СПб : Умная Маша, 2010. – 200 с.

2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

3. Обухова, Т. И. Основные направления работы по развитию слухового восприятия // Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха / Т. И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2000. – С.19 – 24.

4. Феклистова, С. Н. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 6. – С.17–23.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика