Рекомендации учителям-дефектологам по предупреждению и устранению дисграфии

Государственное учреждение образования

«Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Рекомендации для учителей-дефектологов ПКПП учреждений общего среднего образования

«Выявление и устранение предпосылок появления дисграфии у младших школьников, направления работы при дислалии, дизартрии, дислексии и заикании»

                                               Дисграфия

Акустическая дисграфия.

Выявление предпосылок.

Проверить возможность правильного показа детьми называемых учителем-дефектологом картинок, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком (миска – мишка, крыса – крыша и т.д.).

         Обязательно проверить состояние слуховой дифференциации следующих групп звуков:

- мягких – твёрдых (с-сь, т-ть и др.);

- глухих – звонких (п-б, т-д и др.);

- свистящих и шипящих (с-ш, з_ж и др.);

- р, л, й (р-л, рь-ль, р-й, ль-й, рь-й).

Устранение предпосылок:

1.     Развивать умение различать звуки по положению органов артикуляции.

2.     Отождествлять неразличаемые ребёнком звуки со звуками «природы» (ж-ж-жужжит жук, з-з-звенит комар и т.д.).

3.     Дифференцировать речевые звуки изолированно, в словах:

- звуки связываются с буквами;

- узнавание смешиваемого звука при помощи четверостиший;

- упражнения на выделение смешиваемых звуков в составе слова: подними руку, если услышишь…(называется звук); покажи букву, если услышишь…(называется звук); покажи картинку; объясни значение слов (уголь – угол и т.д.)

4.     Развивать фонематические представления:

а) покажи молча картинки со звуком…(называется звук);

б) назови 5-6 слов со звуком…(называется звук);

в) посмотри вокруг и назови предметы, в названиях которых есть звук…(называется звук).

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Выявление предпосылок.

         Предложить ребёнку назвать картинки, в названии которых есть наиболее сложные по артикуляции звуки. Каждый звук находится в трёх положениях – в начале, в середине и в конце слова (кроме з, ж в конце слова).

Устранение предпосылок:

1.     Проверить возможность различения заменяемых в речи звуков на слух. Возможно, требуется слуховая дифференциация.

2.      Коррекция звукопроизношения.

Дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза.

Выявление предпосылок.

         Проверить узнаёт ли ребёнок звук на фоне слова (есть ли заданный звук в называемом педагогом слове), определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), назвать первый или последний звуки в слове, составить слово из заданных звуков.

Устранение предпосылок: систематические упражнения на формирование звукового анализа и синтеза.

Оптическая дисграфия.

Выявление предпосылок:

1.     Проверить понимание значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве (положи карандаш на книгу, возьми карандаш из-за книги; покажи предмет, который находится справа от…; подними вверх левую руку и т.д.);

2.     Проверить умение находить отличие схожих предметов, выполнять действия по образцу (сложи из палочек узор и т.д.).

Устранение предпосылок:

1.     Развитие представлений о форме и величине предметов;

2.     Работа над пространственными предлогами;

3.     ориентировка в правой и левой сторонах пространства;

4.     Узнавание букв в усложнённых условиях.

Аграммматическая дисграфия.

Выявление.

Изменение слов по числам, падежам, родам.

Осуществление словообразования.

Письмо под диктовку (у детей с оптической дисграфией написание совпадает с произношением).

Устранение предпосылок:

-образование множественного числа имён существительных;

- согласование прилагательных с именами существительными;

- согласование имён существительных с числительными;

- работа над предлогами;

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных и притяжательных прилагательных;

- образование названий детёнышей животных;

- обогащение словарного запаса.

                                      Дислалия

Направления работы:

1.     Постановка звука:

- артикуляционная гимнастика;

- артикуляционный уклад;

- воспроизведение звука.

2.     Автоматизация звука.

3.     Дифференциация смешиваемых звуков.

Дизартрия

Направления работы:

1.     Развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

2.     Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизации их произношения в различных фонетических условиях.

3.     Формирование интонационной выразительности речи.

4.     Формирование восприятия устной речи.

Дислексия

Направления работы:

1.     Работа по формированию восприятия буквы и умению соотносить её с соответствующим звуком: развитие звукобуквенного анализа; обучение обозначению звука буквой; развитие плосткостного синтеза букв.

2.     Работа по формированию восприятия слогов: развитие звукобуквенного анализа и синтеза; обучение чтению слогов; выработка навыка чтения слогов и их записи; развитие зрительного анализа и синтеза.

3.     Работа по обучению чтению слов: развитие умения производить звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов; обучение умению соотносить произнесённое слово со звуковой схемой и по заданной схеме составлять слова; вырабатывать умение слитно и осознанно читать слова.

4.     Работа по формированию умения читать предложения: выработка умения строить предложение и записывать их; выработка навыка осознанного чтения с интонацией.

Заикание

Направления работы:

1.     Организация фонационного дыхания.

2.     Формирование навыков чёткой артикуляции и произношения.

3.     Формирование интонационной выразительности речи.

4.     Стабилизация темпа и ритма речи.

5.     Формирование навыков плавной, слитной речи.

6.     Повышение уровня языковой компетенции.   

Использованные источники:

Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. — СПб.: Лениздат: Союз, 2001 — 238 с.

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика