Сказка в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями

 Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств обучения и воспитания всё чаще прибегает к использованию нетрадиционных приёмов и методов. Ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями, действуя совместно со взрослым в удивительном мире художественного слова и искусства, показывает позитивные изменения в своём развитии. Сказка является одним из эффективных психотерапевтических и развивающих средств в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями.

 Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и её основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии в целую ветвь науки. Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых.

 Работа со сказками с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями имеет некоторые сложности. Дети не понимают скрытого смысла сказки, не могут самостоятельно назвать главных героев и восстановить последовательность их действий, с трудом запоминают сюжет. Педагогу необходимо использовать самые простые по сюжету сказки (упрощать и менять сюжет для лучшего его понимания детьми), рассказывать их несколько раз.

 Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями способствует развитию речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания. Дети запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворения, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Ритмичное звучание этих повторов помогает ребёнку запомнить их, использовать в речевом общении с детьми и взрослыми.

 Занятия с использованием сказок проводят индивидуально или в группе. Длительность их может быть разной. При этом учитывается возраст детей и их индивидуальные возможности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения, танцы, направленные сразу на решение нескольких задач. Этими задачами могут быть: развитие эмоциональной и волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию. В процессе работы применяются следующие приёмы:

упражнения, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

настольно-печатные и подвижные игры;

изобразительная деятельность;

проигрывание сюжета с использованием игрушек, кукольных театров;

знакомство с персонажами сказки;

знакомство с главным героем сказки;

неоднократное рассказывание сказки;

стимулирование «подсказок» со стороны детей;

совместное рассказывание сказки педагогом и ребёнком;

театрализация.

 Во время общения и активной творческой деятельности ребёнок уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки.

 «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Имеется несколько вариантов использования сказок.

Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.

 Подбирается сказка, соответствующая возрасту и уровню развития ребёнка (желательно короткая, чтобы можно было рассказать её за один раз, не утомляя ребёнка). После рассказывания взрослым распределяются роли. Педагог помогает детям инсценировать сказку, предлагает нарисовать/ раскрасить понравившихся героев.

 Когда сказка уже запомнилась детям, педагог пытается вызвать у неговорящих детей звукоподражания (лучше использовать сказки, в которых главные герои – животные), а детей, которые могут разговаривать, стимулирует произносить слова и короткие фразы. То есть педагог начинает фразу и ожидает, когда ребёнок закончит её. В процессе проигрывания знакомой сказки педагог учит детей понимать вопросы «Кто?», «Где?».

Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.

 Педагог рассказывает сказку. По ходу рассказа выбираются дети, которым выдаются карточки с изображениями/ названиями главных героев. После прослушивания сказки предлагается задание – определить своё место в цепочке действующих героев. Дети с помощью педагога выбирают своё место, называют, кто находится «справа – слева», кто первый, второй, третий по счёту, кто находится «рядом», «между», «около» и т.д.

Замещение содержания сказки графическими/ знаковыми изображениями (обучение умению пользоваться элементарным графическим планом).

 На материале сказок дети быстро учатся выстраивать условные изображения и использовать их, как план-опору, для запоминания сюжета, последовательности действий героев сказки.

Изображение героев, эпизодов прослушанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.

 Обучающимся с тяжёлыми множественными нарушениями свойственна неразвитость эмоций. Их отличает неумение выражать свои чувства, узнавать чужие. Использование приёмов пантомимы и психогимнастики на занятиях со сказкой развивает и эмоциональную, и познавательную, и поведенческую сферу ребёнка, способствует развитию моторики рук и тела, ловкости, навыков выражения эмоций и управления ими.

Эффективность использования сказки, как метода обучения, коррекции и воспитания очень высока.

Ходаш С.О., воспитатель Сморгонского ЦКРОиР

Использованы материалы сайта: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/05/04/skazkoterapiya-v-rabote-s-detmi-s

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Сморгонский районный исполнительный комитет Детский правовой портал 

 

 


Яндекс.Метрика