Взаимосвязь дидактической игры с процессом обучения детей с нарушением слуха

    Дидактическая игра – это обучающая игра. Она создаётся взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети принимают образовательные задачи как практические, игровые, находят решения, преодолевают определённые трудности, что повышает их познавательную активность. Играя, ребёнок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. В случае неверных действий игрушка не собирается, а ошибки видны наглядно. Желание получить нужное заставляет детей действовать снова и снова. Роль взрослого – поддерживать ребёнка и стимулировать его к игровым действиям.

    Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые учителем-дефектологом дидактически направленные занятия и игры. На них учитель-дефектолог имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребёнок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Таким образом, дидактическая игра предусматривает решение нескольких задач: одна из них обучающая, которую взрослый ставит перед собой, а вторая – игровая, которая ставится перед ребёнком и, решая которую, он усваивает заданный программный материал. Эти две задачи должны реализовываться в единстве, дополняя друг друга, а также при их решении предусматривается решение коррекционных задач с учётом особенностей развития ребёнка с нарушением слуха. Дидактическая игра и занятие должны использоваться во взаимосвязи для осуществления полноценного воспитательного и обучающего воздействия на детей.

    Ранний и дошкольный возраст является возрастом чувственного познания окружающего, на протяжении которого у детей происходит развитие всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах, явлениях, их свойства, происходит овладение способами их познания. Дети с нарушением слуха в процессе спонтанного развития не достигают того уровня чувственного познания, который приобретают нормально развивающиеся дети. Игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом являются первым этапом в развитии чувственного познания. У детей необходимо вызывать интерес, эмоционально положительное отношение к таким элементарным действиям с предметами, как закрывание разных предметов крышками, накладывание кубика на кубик, собирание небольших предметов в коробки, снимание и нанизывание на стержень 3-5 колец и т.д.

    В работе с детьми с нарушением слуха общим в дидактических играх и занятиях является комплексное решение образовательно-коррекционных задач, направленных на ознакомлении детей с окружающими предметами, их свойствами и качествами, фактами, явлениями окружающей жизни. На этой основе создаются достоверные и полноценные представления; формируются элементарные знания, умения, навыки. Предусматривается максимальная реализация потенциальных слуховых возможностей и развитие речи, двигательной сферы, т.е. всё то, что необходимо не просто ребёнку-дошкольнику, а ребёнку, развивающемуся в условиях слуховой депривации.

    При обучении детей с нарушением слуха действиям с дидактическими игрушками и дидактическим материалам следует придерживаться определённой последовательности в усложнение обучающих задач.

    Так к примеру, обучая ребёнка восприятию формы мы играя знакомим детей сначала со способами обследования предметов: ощупыванию, обведению объёмных предметов, накладывание плоскостных предметов друг на друга и т.д., а затем различение объёмных форм, соотнесение объёмных с плоскостными, соотнесение форм натуральных предметов с геометрической формой-эталоном, нахождение в окружающем предметы соответствующей формы (по образцу, по слову) и т.д. И всё это происходит в процессе игры.

Например:

знакомство с шаром;

знакомство с кругом;

накладывание плоскостных предметов друг на друга;      

соотнесение объёмного с плоскостным;       

соотнесение натуральных предметов с геометрической формой, эталоном;         

нахождение в окружающем предметы соответствующей формы:

- по образцу;

- по слову – круглые предметы арбуз, пуговица, мяч, яблоко и т.д.

Для закрепления знаний ребёнка о форме предмета можно использовать игры: «Найди такой же», «Разложи по форме», «Поможем кукле Маше собрать круглые предметы», «Назови форму предмета», «Выберем только круглые предметы» и т.д.

Аналогично изучаются: величина предмета, цвет предмета. Игры также можно использовать для формирования у детей представлений о других обобщающих группах предметов, объектов: домашние и дикие животные, мебель, транспорт, посуда и т.д.

Главное – детей раннего и дошкольного возраста обучаем играя.

Информацию подготовила Ромаш И.Н.

Использованные источники:

1. Радина, Е. И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е. И. Радина, М. И. Попова. – М. : Просвещение, 1972, 4-6 с.

2. Обухова, Т. И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Т. И. Обухова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2014, 5-12 с.

3. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха: утв. Министерством образования Республики Беларусь // Министерство образования Республики Беларусь. Минск: Национальный институт образования, 2006, 37-48 с.

 

Контактная информация

231000, Гродненская обл.,
г. Сморгонь, ул. Я. Коласа,
д. 17, корп. 3

тел.: (01592) 2-20-37

ckro-smorgon@mail.grodno.by

Электронные обращения граждан

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

Сморгонский районный исполнительный комитетДетский правовой портал

 

 


Яндекс.Метрика